ТРОИЦКО-УХТОСТРОВСКИЙ и БОГОЯВЛЕНСКО-УХТОСТРОВСКИЙ ПРИХОДЫ.
o Троицко-Ухтостровский и Богоявленско-Ухтостровкий приходы. (1894 г.)
o Иконы из Троицко-Ухтостровского и Богоявленско-Ухтостровкого приходов.
o Любительские фото остатков церквей Троицко-Ухтостровского прихода. 2016 г.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии.
Вып. 1. Архангельск, 1894.
находится в 70 в[ерстах] от г. Архангельска, в 91/2 в[ерсты] от г. Холмогор и в 21/2 в[ерсты] от ближайшего Богоявленско-Ухтостровского прихода и занимает северную половину острова Ухтостровского, находящегося против г. Холмогор и омываемого с северо-востока р. С.Двиною и с юго-запада рукавом ея Богоявленкою, называемым так по Богоявленско-Ухтостровскому приходу, занимающему восточную часть того же острова.
В состав прихода входят 12 деревень, из коих две находятся близ приходских храмов, а остальные не далее 2 верст при беспрепятственном сообщении. Об Ухтострове, как населенной местности, упоминается в 1397 г. в судной грамоте Великого князя Василия Димитриевича. О времени образования прихода и построении первых церквей сведений не сохранилось с одной стороны по случаю пожаров, каким подвергались первые деревянные церкви вместе с имуществом и документами, и с другой вследствие нападения на церкви и ограбления их Литовскими людьми и русскими ворами в начале XVII в., как видно это из грамоты Митрополита Новгородского Киприана от 1634 г. и как писал ему о том же церковный прикащик того времени Гришка Еремеев. Но из писцовой книги Мирона Вельяминова от 1623 г. видно, что в то время в Ухтостровской волости были две деревянных церкви – во имя Св. Троицы и великомученицы Варвары – и при них притч, состоявший их священника, дьячка и пономаря.
Холмогорский уезд, с. Ухтостров. Слева направо:
Варваринская церковь (1693-1702), Троицкая церковь (1682 -1690). Вид с востока. Снимок начала XX в.
Остатки Варваринской церкви, видна колокольня, Троицкой церкви нет. Любительское фото 2016 г. тот же вид, как на фото вверху
Свято-Троицкая церковь 24 Мая 1626 г. сгорела от молнии, как видно из челобитной церковного прикащика Хрисанки Павлова от 1627 г. к Новгородскому Митропол[иту] Киприану, который грамотою от того же года на имя Спасского попа Тимофея Семенова благословил построить вместо сгоревшей новую церковь. Эта вторая церковь была шатровая, пятиглавая с папертью с трех сторон. Но и эта церковь сгорела и была заменена новою, устроенною в 1646 г., как видно из челобитной церковного прикащика Федьки Афанасьева Пузанова от 1646 г. к Митропол[иту] Афонию о построении новой Троицкой церкви с приделом во имя Алексея человека Божия и из храмозданной грамоты названного митрополита на имя Троицкого священника Козьмы Иванова, которою кроме построения церкви, разрешалось, согласно просьбе того же Пузанова, «на праздники Св. Алексея человека Божия ко храму с Холмогор, с Посаду, и около посадных волостей ближним попом приходити со кресты молебнов пети во вся годы буде им возможно…».
Вместо этой церкви, пришедшей в ветхость, по челобитной бывших Ухтостровских прихожан к первопрестольному архиепископу Афанасию и по грамоте последнего от 26 марта 1682 г., писанной еще из Москвы, приступлено было к постройке нынешней каменной церкви Живоначальныя Троицы с приделом «в особых стенах» в честь Положения ризы Господа нашего Иисуса Христа. Главный Троицкий престол новоустроенного каменного храма был освящен самим первопрестольным ахиеп[ископом] Афанасием 10 июля 1690 г., а придельный, за отсутствием архиепископа, Протопопом Василием да протодьяконом Иваном в 1694 г., только не в честь положения ризы Господа, как первоначально предполагалось, но в честь св. Алексия человека Божия, по ходатайству перед архиепис[копом] Афанасием священника Ивана Гаврилова и церковного прикащика Михаила Никифорова Волкова. Этот придельный храм, бывший на северной стороне Троицкой церкви, в 1815 г. был упразднен и в 1823 г. совершенно разобран, а кирпич и камень употреблены в 1833 г. на устройство церковной ограды.
Вместо же отдельного Алексиевского храма усердием С-Петербургского купца Василия Иванова Грибанова,
уроженца Ухтостровского прихода, в трапезе нынешней теплой Варваринской церкви устроен был в 1849 г. придел во имя того же святого, ныне уже упраздненный.
Что касается Варваринской церкви, упоминаемой в писцовой книге Вельяминова, то она также была заменена новою, деревянною, шатровою, устроенною в 1636 г. по благословению митроп[олита] Афония вместе с шатровою же и пятиглавою колокольнею на 9 столбах. Эта вторая Варваринская церковь к концу XVII в. пришла в ветхость. Вместо нея по грамоте архиеп[ископа] Афанасия от 12 Марта 1693 г., приступлено было к устройству нынешней каменной Варваринской церкви, которая по недостатку средств, строилась довольно продолжительно и освящена была тем же архиеп[ископом] 6-го Февраля 1702 г. С 1711 по 1722 гг. при этой церкви устроялась каменная же колокольня, существующая по настоящее время.
Таким образом в описываемом приходе имеются ныне две каменные церкви: главная холодная Св. Троицкая, имеющая вид правильного квадрата с пятью величественными главами, крытыми чешуею, с величественным же древним иконостасом и столь же величественными сводами, кои поддерживаются четырьмя столбами. Вообще этот храм по внешнему своему виду очень напоминает Холмогорский собор и другие храмы, устроенные преосвящ[енным] Афанасием или под его личным наблюдением. Теплая Варваринская церковь также пятиглавая. В одной связи с ней стоит каменная колокольня. Церкви и колокольни обнесены каменною сплошною оградою, устроенною в 1883 г. усердием приходского крестьянина Иродиона Григорьева Ермолина.
***
Богоявленско-Ухтостровский приход.
Богоявленский приход занимал южную часть Ухтострово. О существовании прихода уже в XVI в. известно из купчей грамоты 1519 г. Здесь издревле стояли две деревянные церкви: Богоявленская и Благовещенская. Они неоднократно страдали от времени и пожаров… (продолжение см. ниже на страницах из книги).
Благовещенская церковь. Любительское фото 2016 г. Вид издалека.
***
ИКОНЫ из ТРОИЦКО-УХТОСТОВСКОГО и БОГОЯВЛЕНСКО-УХТОСТРОВСКОГО ПРИХОДОВ.
Каменная Троицкая церковь введена в 1682-1690 годах. Главный престол нового храма был освящен архиепископом Афанасием в 1690 году. Письменные источники позволяют достаточно точно датировать иконы из иконостаса Троицкой церкви. Опись, составленная в 1686 г., позволяет утверждать, что вся утварь и иконы, была перенесена в новый каменный храм из одноименного деревянного, и лишь затем последний был разобран.
Необычайно простой пятиярусный тябловый иконостас Троицкой церкви, созданный в конце XVII в., сохранялся без изменений почти два столетия. Иконы основной части иконостаса можно датировать 1640-ми годами. Известно также, что в 1651 г. они были украшены серебряной позолоченной басмой.
В конце XVII в. в Троицком приходе на погосте стояла часовня, которую разобрали уже в XVIII столетии.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
***
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ФОТО ОСТАТКОВ ЦЕРКВЕЙ ТРОИЦКО-УХТОСТРОВСКОГО ПРИХОДА. 2016 г.
Июль 2016 г. Фотографирую, то, что осталось от некогда величественного комплекса церквей: это остатки Варваринской церкви, колокольня, Троицкого собора нет. Еще несколько лет назад построена часовня, но говорят, что просили людей принести в часовню иконы, люди иконы принесли, а иконы потом пропали. Так мне рассказали. Дверь в часовню закрыта. Красивейшая старинная кладка рушится от корней деревьев на крыше церкви, внутри в колокольне стояла лошадь, хозяин привязывает ее около колокольни, и она заходит в колокольню, т.к. там прохладней, чем снаружи, день был жаркий. Думаю, что она здесь постоянный и единственный прихожанин в жаркие летние дни, ну а в остальные дни - может волки? Это, конечно же, шутка, горькая шутка…
Ведь когда-то приходы в Ухтострово были многочисленными, а селение Ухтостровъ, как и Матигоры, вероятно, более древние, чем Холмогоры.
Василий Крестинин в «Начертании истории города Холмогор» за 1790 г., пишет, что
«Двинские посадники сего времени, в котором месте обыкновенное свое пребывание имели, не известно, но совместники их в правлении народа, Бояра Новгородские жили тогда в Двинских деревнях, Матигоры и Ухтостровъ, называемых, Холмогоры, напротив того, в сих обеих Архиерейских Грамотах скрыты молчанием.
Сие доказывает, что Холмогоры в первом надесять веке первым селением или посадом на Двине не были; ибо в противном случае предреченные Новгородские начальники жить в разных деревнях не имели бы нужды или обязанности».
[см. стр. Древние селения жителей... («Начертание истории города Холмогоръ»)].
Пофотографировала вид из окна колокольни на реку и деревню, расположенную поблизости. Вверх ведет узкая каменная лестница, внутри разрушение.
Колокольня, остатки Варваринской церкви и часовня. Вид с востока, со стороны кладбища, 2016 г.
Остатки Варваринской церкви. Вид с востока, 2016 г.
Деревья на крыше Варваринской церкви, разрушение. 2016 г.
Колокольня и остатки Варваринской церкви, слева угол крыши от часовни. Вид со стороны реки, 2016 г.
Вид на колокольню, слева стена Варваринской церкви, впереди река. Фото 2016 г.
Ступени в колокольне ведут наверх. Фото 2016 г.
Как стерты за столетия эти каменные ступени!
Внутри колокольни, взгляд наверх. Фото 2016 г.
Вид на реку из окна колокольни. Фото 2016 г.
Литература:
Иконы русского Севера / 2007.
Холмогоры и окрестности /Архангельский краеведческий музей. Архангельск, 2011.