Троицко-Ухтостровский и Богоявленско-Ухтостровский приходы

ТРОИЦКО-УХТОСТРОВСКИЙ и БОГОЯВЛЕНСКО-УХТОСТРОВСКИЙ ПРИХОДЫ.  

o Троицко-Ухтостровский и Богоявленско-Ухтостровкий приходы. (1894 г.)
o Иконы из Троицко-Ухтостровского и Богоявленско-Ухтостровкого приходов.  
o Любительские фото остатков  церквей Троицко-Ухтостровского прихода.  2016 г.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии.

Вып. 1. Архангельск, 1894.

«Троицко-Ухтостровский приход

находится в 70 в[ерстах] от г. Архангельска, в 91/2 в[ерсты] от г. Холмогор и в 21/2  в[ерсты] от ближайшего Богоявленско-Ухтостровского прихода и занимает северную  половину острова Ухтостровского, находящегося против г. Холмогор и омываемого с северо-востока р. С.Двиною и с юго-запада рукавом ея Богоявленкою, называемым так по  Богоявленско-Ухтостровскому приходу, занимающему восточную часть того же острова.

В состав прихода входят 12 деревень, из коих две находятся близ приходских храмов, а остальные не далее 2 верст при беспрепятственном сообщении. Об Ухтострове, как населенной местности, упоминается в 1397 г. в судной грамоте Великого князя Василия Димитриевича. О времени образования прихода и построении первых церквей сведений не сохранилось с одной стороны по случаю пожаров, каким подвергались первые деревянные церкви  вместе с имуществом и документами, и с другой вследствие нападения на церкви и ограбления их Литовскими людьми и русскими ворами в начале XVII в., как видно это из грамоты Митрополита Новгородского Киприана от 1634 г. и как писал ему о том же церковный прикащик того времени Гришка Еремеев. Но из писцовой книги Мирона Вельяминова от 1623 г. видно, что в то время в Ухтостровской волости были две деревянных церкви – во имя Св. Троицы и великомученицы Варвары – и при них притч, состоявший их священника, дьячка и пономаря.

012.jpg

Холмогорский уезд, с. Ухтостров. Слева направо:

Варваринская церковь (1693-1702), Троицкая церковь (1682 -1690). Вид с востока. Снимок начала XX в.

99b.jpg

Остатки Варваринской церкви, видна колокольня, Троицкой церкви нет. Любительское фото 2016 г. тот же вид, как на фото вверху

Свято-Троицкая церковь 24 Мая 1626 г. сгорела от молнии, как видно из челобитной церковного прикащика Хрисанки Павлова от 1627 г. к Новгородскому Митропол[иту] Киприану, который грамотою от того же года на имя Спасского попа Тимофея Семенова благословил построить вместо сгоревшей новую церковь. Эта вторая церковь была шатровая, пятиглавая с папертью с трех сторон. Но и эта церковь сгорела и была заменена новою, устроенною в 1646 г., как видно из челобитной церковного прикащика Федьки Афанасьева Пузанова от 1646 г. к Митропол[иту] Афонию о построении новой Троицкой церкви с приделом во имя Алексея человека Божия и из храмозданной грамоты названного  митрополита на имя Троицкого священника Козьмы Иванова, которою кроме построения церкви, разрешалось, согласно просьбе того же Пузанова, «на праздники Св. Алексея человека Божия ко храму с Холмогор, с Посаду, и около посадных волостей ближним попом приходити со кресты молебнов пети во вся годы буде им возможно…».

Вместо этой церкви, пришедшей в ветхость, по челобитной бывших Ухтостровских  прихожан к первопрестольному архиепископу Афанасию и по грамоте последнего от 26 марта 1682 г., писанной еще из Москвы, приступлено было к постройке нынешней каменной церкви Живоначальныя Троицы  с приделом «в особых стенах» в честь Положения ризы Господа нашего Иисуса Христа. Главный Троицкий престол новоустроенного каменного храма был освящен  самим первопрестольным ахиеп[ископом] Афанасием 10 июля 1690 г., а придельный, за отсутствием архиепископа, Протопопом Василием да протодьяконом Иваном в 1694 г., только не в честь положения ризы Господа, как первоначально предполагалось, но в честь св. Алексия человека Божия, по ходатайству перед архиепис[копом] Афанасием священника Ивана Гаврилова  и церковного прикащика Михаила Никифорова Волкова. Этот придельный храм, бывший на северной стороне Троицкой церкви, в 1815 г. был упразднен и в 1823 г. совершенно разобран, а кирпич и камень употреблены в 1833 г. на устройство церковной ограды.

Вместо же отдельного Алексиевского храма усердием С-Петербургского купца Василия Иванова Грибанова,

 уроженца Ухтостровского прихода, в трапезе нынешней теплой Варваринской церкви устроен был в 1849 г. придел во имя того же святого, ныне уже упраздненный.

Что касается Варваринской церкви, упоминаемой в писцовой книге Вельяминова, то она также была заменена новою, деревянною, шатровою, устроенною в 1636 г. по благословению митроп[олита]  Афония вместе с шатровою же и пятиглавою колокольнею на 9 столбах. Эта вторая Варваринская церковь к концу XVII в. пришла в ветхость. Вместо нея по грамоте архиеп[ископа] Афанасия от 12 Марта 1693 г., приступлено было к устройству нынешней каменной Варваринской церкви, которая по недостатку средств, строилась довольно продолжительно и освящена была тем же архиеп[ископом] 6-го Февраля 1702 г. С 1711 по 1722 гг. при этой церкви устроялась каменная же колокольня, существующая по настоящее время.

Таким образом в описываемом приходе имеются ныне две каменные церкви: главная холодная Св. Троицкая, имеющая вид правильного квадрата с пятью величественными главами, крытыми чешуею, с величественным же древним иконостасом и столь же величественными сводами, кои поддерживаются четырьмя столбами. Вообще этот храм по внешнему своему виду очень напоминает Холмогорский собор и другие храмы, устроенные преосвящ[енным] Афанасием или под его личным наблюдением. Теплая Варваринская церковь также пятиглавая. В одной связи с ней стоит каменная колокольня. Церкви и колокольни обнесены  каменною сплошною оградою, устроенною в 1883 г. усердием приходского крестьянина Иродиона Григорьева Ермолина.

***

Богоявленско-Ухтостровский приход.

Богоявленский приход занимал южную часть Ухтострово. О существовании прихода уже в XVI в. известно из купчей грамоты 1519 г. Здесь издревле стояли две  деревянные церкви: Богоявленская и Благовещенская. Они неоднократно страдали от времени и пожаров… (продолжение см. ниже на страницах из книги).

blagov1.jpg

Благовещенская церковь. Любительское фото 2016 г. Вид издалека.

***

ИКОНЫ из ТРОИЦКО-УХТОСТОВСКОГО и БОГОЯВЛЕНСКО-УХТОСТРОВСКОГО ПРИХОДОВ.

Каменная Троицкая церковь введена в 1682-1690 годах. Главный престол нового храма был освящен архиепископом Афанасием в 1690 году. Письменные источники позволяют достаточно точно датировать иконы из иконостаса Троицкой церкви. Опись, составленная в 1686 г., позволяет утверждать, что вся утварь и иконы, была перенесена в новый каменный храм из одноименного деревянного, и лишь затем последний был разобран.

Необычайно простой пятиярусный тябловый иконостас Троицкой церкви, созданный в конце XVII в., сохранялся без изменений почти  два столетия. Иконы основной части иконостаса можно датировать 1640-ми годами. Известно также, что в 1651 г. они были украшены серебряной позолоченной басмой.

В конце XVII в. в Троицком приходе на погосте стояла часовня, которую разобрали уже в XVIII столетии.

278-04-0001_.jpg 278-04-0002_.jpg 278-04-0003_.jpg
278-04-0004_.jpg 278-04-0005_.jpg 278-04-0006_.jpg
278-04-0007_.jpg 278-04-0008_.jpg 278-04-0009_.jpg
278-04-0010_.jpg 278-04-0011_.jpg 278-04-0012_.jpg
278-04-0013_.jpg 278-04-0014_.jpg 278-04-0015_.jpg

***

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ФОТО ОСТАТКОВ  ЦЕРКВЕЙ ТРОИЦКО-УХТОСТРОВСКОГО ПРИХОДА.  2016 г.

Июль 2016 г. Фотографирую,  то, что осталось от некогда величественного комплекса церквей: это остатки Варваринской церкви, колокольня, Троицкого собора нет. Еще несколько лет назад построена часовня, но говорят, что просили людей принести в часовню иконы, люди иконы принесли, а иконы потом пропали.  Так мне рассказали. Дверь в часовню закрыта. Красивейшая  старинная кладка рушится от корней деревьев на крыше церкви, внутри  в колокольне стояла  лошадь, хозяин привязывает ее около колокольни, и она заходит в колокольню, т.к. там прохладней, чем снаружи, день был жаркий. Думаю, что она здесь постоянный и единственный прихожанин в жаркие летние дни, ну а в остальные дни -   может волки? Это, конечно же, шутка, горькая шутка…

Ведь когда-то приходы в Ухтострово были многочисленными, а селение Ухтостровъ, как и Матигоры, вероятно, более древние, чем Холмогоры.

Василий Крестинин в «Начертании истории города Холмогор» за  1790 г., пишет, что

«Двинские посадники сего времени, в котором месте обыкновенное свое пребывание имели, не известно, но совместники их в правлении народа, Бояра Новгородские жили тогда в Двинских деревнях, Матигоры и Ухтостровъ, называемых, Холмогоры, напротив того, в сих обеих Архиерейских Грамотах скрыты молчанием.

Сие доказывает, что Холмогоры в первом надесять веке первым селением или посадом на Двине не были; ибо в противном случае предреченные Новгородские начальники жить в разных деревнях не имели бы нужды или обязанности».

[см. стр. Древние селения жителей...  («Начертание истории города Холмогоръ»)].

Пофотографировала вид из окна колокольни на реку и деревню, расположенную поблизости. Вверх ведет узкая каменная лестница, внутри разрушение.

104.jpg

Колокольня, остатки Варваринской церкви и часовня. Вид с востока, со стороны кладбища, 2016 г.

99.jpg

Остатки Варваринской церкви. Вид с востока, 2016 г.

53.jpg

Деревья на крыше Варваринской церкви, разрушение. 2016 г.

    58a.jpg     

Колокольня и остатки Варваринской церкви, слева угол крыши от часовни. Вид со стороны реки, 2016 г.

50a.jpg

Вид на колокольню, слева стена Варваринской церкви, впереди река. Фото 2016 г.

96.jpg

Ступени в колокольне ведут наверх. Фото 2016 г.

Как стерты за столетия эти каменные ступени!

 

84.jpg  

Внутри колокольни, взгляд наверх. Фото 2016 г.

67.jpg

Вид на реку из окна колокольни. Фото 2016 г.

Литература:

Иконы русского Севера / 2007. 

Холмогоры и окрестности /Архангельский краеведческий музей. Архангельск, 2011.

 

ГЛАВНАЯ

ОБЩЕЕ

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

СЕВЕР МОЯ РОДИНА

ПЕТЕРБУРГ МОЯ ЛЮБОВЬ

ТИХИЙ ГОЛОС ГОВОРЯЩЕГО В НАС БОГА

ЛЮБИ ВСЕ ДРУГИЕ НАРОДЫ КАК СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ
Карта сайта Веб студия СПб-Дизайн.рф - создание и продвижение сайтов, 2003 ©