Куростровъ, Ухтостровъ, Вашкаринская волость

КУРОСТРОВЪ, УХТОСТРОВЪ, ВАШКАРИНСКАЯ ВОЛОСТЬ.
(Некоторые факты из истории)

o Родина Ломоносова (А.Грандилевский). (журнал «Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера», №2 1910 г.).
o Родина Ломоносова. (журнал тот же, №3 за 1911 г.).  
o Ухтострово, д.Вашкаранда, фото, 2016 г.
o Ухтострово, ролики.

РОДИНА ЛОМОНОСОВА (А.Грандилевский).

(Журнал «Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера», №2 1910 г.).

Крестининъ, приводя изъ Двинскаго летописца одно место, где говорилось, что въ 1471 году полки великаго князя Московского, одолев Двинян и заволочан, - градки их взяша, указывает на городища, к  которым могли бы относиться эти слова, - именно – в г. Холмогорахъ (где ныне соборная церковь), в Вавчуге, на одном из островов Вавчужскаго озера, и въ Орлецахъ (ч. II, стр. 126, 127.). Из чудских погостов, когда то существовавших на родине Ломоносова, ныне стали деревнями – Вашкаринская въ Ухтостровъ, Ровдинская на берегу Курополки при впадении ея в Двину.

На черте города Холмогоръ, где теперь соборный храмъ, была чудская крепостца, отъ нея къ  востоку разбрасывался по берегу Падры верстахъ на трехъ славный чудский столичный торговый город  Биармии Кольме. От него на югъ по другую сторону реки Падры высился Куростровский ельник с капищем и идоломъ Юмаллы; возле ельника къ югу расстилался чудский некрополь и рядомъ высился покрытый лесомъ издревле населенный Куростровъ.

Вокруг лежали густо заселенныя: - Матигоры, Курья, Ухтостровъ, Косковский ельникъ, Чухченема, возле выросший вновь Вавчужский городокъ,  а ближе к Курострову, Ровдина (железная гора) и Наль-островъ.

РОДИНА ЛОМОНОСОВА.

(Журнал «Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера», №3 за 1911 г.).

Вслед за кончиной М.В. Ломоносова обнаружилась на его родине некоторые признаки грозившаго упадка ея крайне напряженной деятельности. Архангельская палата государственных имуществ  учредила в 1850 годах для жителей Куростровскаго селения  официально признанную начальную школу и вверила ее руководство местному священнику. Крестьяне ежегодно присылали в школу не менее сорока детей, что для Курострова того времени было очень много. Учебный успех всецело поддерживался трудами и заботами отца Иоанна Васильева. Таким образом возникшее сельское училище существовало 19 лет. Особого учителя не было: священник получал за труд годичных 100 руб., на письменные принадлежности учащимся 19 руб. в год.

Приближалось событие, которое так тряхнуло мирно спавшие Холмогоры, что они уже после не погружались в мирно спавшую дремоту.

Это событие заключалось в столетнем юбилее от дня кончины Ломоносова и относилось к 5 апреля 1865 года.

Оно приблизило к Холмогорам внимание всех ведомств, соприкасавшихся с родиной Ломоносова.

Не безынтересно отметить, как протекало самое событие юбилея, оставившее на родине Ломоносова целую  эпоху.

Тогда юбилейное 1 апреля пришлось во второй день Пасхи,  и в Куростровъ собрались ближайшие  представители местных гражданских учреждений: холмогорское  городское и окружное духовенство, учащиеся и крестьяне. По окончании литургии совершавшим ее протоиереем  Холмогорского собора Иаковым Ключаревым была произнесена проповедь, а затем пасхальное молебство и крестный ход в д. Денисовку, на место дома Ломоносова. Здесь при молебствии следовал целый ряд речей, соответственных торжеству, и церковная процессия опять возвратилась в храм. По устройству же дальнейшего порядка в праздновании существовала особая комиссия, которая избрала под помещение для юбилейных торжеств  ближайший к Ломоносовской усадьбе дом крестьянина Шубнаго.

Программа была составлена комиссиею при участии преосвященнаго Нафанаила, епископа Архангельскаго и начальника губернии Гартинга.

По этой программе сначала следовала раздача печатных биографий Ломоносова учащимся, а народу краткие брошюры о Ломоносове. Учащиеся угощались сбитнемъ, закусывали его белымъ хлебомъ, пряниками  пасхальными яйцами. Духовенству и всем высшимъ участникамъ торжества был предложен чай и закуска, а народу, во множестве окружавшему Ломоносовскую усадьбу, были поставлены перед домомъ Шубнаго водка и пиво целыми ушатами и кадками. Пили – кто сколько могъ; многие до «иродова умертвия».

Попойка превратилась в дикую оргию; мужики, потерявшие сознание  слонялись бессмысленно, болтались повсюду, иные беспомощно лежали распростертыми близ пива и вина; некоторые, запустив руку в кадку, или ушатъ, оставались в этом состоянии, точно мертвые. Иные, не найдя ковша иль шапки, черпали хмельную влагу шапками и просто пригоршнями. Шапки плавали в вине и пиве.

Не оказавшиеся способными уснуть, ползали на четырех конечностях, как отравленные тараканы, иные начинали гореть с вина; псаломщикъ Быстрокурской церкви чуть было не поплатился жизнью: едва с нимъ отводились, и бедняге, как говорятъ, пришлось изведать за это удовольствие перемещениемъ в другой приходъ. Не бесследно прошла эта дикая попойка. О ней с величайшим восхищениемъ и доныне вспоминаютъ старики, когда-то принимавшие участие в юбилее.

Поистине, «выпили на масляной, а голову ломило о Петровъ день».

По-видимому этого же наслаждения ждут местные крестьяне и в предстоящий юбилей, уже довольно примитивно вопрошая: «Так ли выпьем мы в 1911,  может быть не менее того?!!!»

Близ дома Шубнаго был поставлен изящный бюстъ Ломоносова работы Тышинскаго.  Деревянный пьедесталъ этого временнаго монумента былъ весь изукрашенъ живою орнаментировкою, сквозь которую виднелись надписи в честь Ломоносова.  Около этого бюста сосредоточилась вся толпа, особенно молодежь.  Устраивалось шумное и веселое народное гулянье с песнями, играми, пляскою, иллюминациею,  учредителями этого отдела в празднестве были холмогорские  военные и гражданские представители. Они для оживления массы кидали из окон дома Шубнаго сласти и всякие безделушки в толпу девиц, баб и парней, как говорят в деревнях «на драку». И тогда происходила невообразимая свалка, возня, крикъ, визгъ хохотъ, ругань,

Так прошел юбилейный вечеръ и ночь.

Позднею ночью молодежь изготовила на реке карбаса. Девицы подхватили с пьедестала бюстъ Ломоносова. И с песнями, шутками, и смехом разместились в судне. Затем, водрузивъ посредине бюстъ, взяли весла, отчалили от берега и запели: «Отъезжает мой миленький во дороженьку».  Под звуки этой песни бюстъ Ломоносова  былъ перевезенъ в Холмогоры. Дальнейшая его судьба оказалась для холмогорцевъ неизвестною.

Но как видно из действительности, позднее открывшейся, бюстъ этотъ хранится в городе Архангельске.

Пьедесталъ не пленилъ своим художественным видомъ мужицкую душу; он постоялъ немного времени и былъ затемъ изломанъ и изрубленъ на дрова, которыя в Курострове составляютъ вечно острый вопросъ.

Такъ прошелъ юбилей на родине Ломоносова во внешней своей обстановке, но внутренняя сторона имела совсем другое направление и была полна серьезнейшихъ материаловъ.

Здесь опять возвратимся к школе.

В ознаменование памяти Ломоносова на его родине, съ Высочайшего соизволения, последовавшего в томъ же юбилейномъ году, Архангельский губернский статистический комитетъ открылъ всероссийскую подписку на памятникъ Ломоносову. Через год получилась сумма в 7000 руб., из коей 4 тысячи были выделены для вклада в государственный банк, чтобы своими процентами  давали стипендию въ Архангельской мужской гимназии одному изъ крестьянскихъ мальчиковъ Куростровскаго сельскаго общества, достойному принятия в средне-учебное заведение. Затем сбор еще продолжался с сентября 1868 года и достиг цифры в 8,5 тысяч рублей. Начались толки, споры  относительно того, какой памятник воздвигнуть Ломоносову.

Одни предлагали школу, другие часовню, третьи – монумент.

Последнее не имело успеха, потому что как раз после юбилея в 1865 году открылась в Курострове страшная эпизоотия, которую приписывали, отчасти и памятнику Ломоносова, будто бы символизировавшему языческое идолобесие, когда вокруг него 5-го апреля централизовалось юбилейное веселье, а затем последовала и боязнь градобития по той же причине, так что о монументе положительно ничего нельзя было думать и говорить.

Проектъ о часовне Архистратигу Михаилу, ангелу Ломоносова, тоже почему-то не нашелъ сочувствия, осталась школа, за оборудование которой и взялся Архангельский губернский статистический комитетъ.

Сначала отвели место новому училищу в наемной квартире за 70 руб. в год, учителю и законоучителю определили жалованье в 30 руб. На учебные материалы ассигновали ежегодно отпускать по 40 руб. И днем открытия было назначено третье октября 1868 года. Он прошел едва ли не солиднее юбилея 1865 года.

К литургии пожаловали на Куростров начальник губернии, князь Гагарин, директор народных училищ, члены Архангельскаго Губернскаго статистическаго комитета, ректор семинарии архимандритъ Донатъ, холмогорское окружное и городское духовенство, учащиеся, сельские власти. После обедни ректоромъ и всемъ прибывшимъ духовенствомъ была совершена трогательная  торжественная панихида, затем последовал крестный ходъ к месту дома Ломоносова, где была совершена заупокойная лития по Ломоносове, и далее процессия двинулась до училища. Здесь архимандритъ Донатъ произнес речь и началъ молебное пение. Губернатор князь Гагарин подарил училищу образ Спасителя, княгиня изготовила гостинцы детям, директоръ училищ подарилъ коллекцию историческихъ картин, архимандритъ Донатъ – несколько книг и свой портретъ. За симъ начальникъ губернии отбыл в Холмогоры. А оставшийся при школе народ получил угощение вином; вечером была устроена иллюминация, широкое общественное гулянье с песнями и играми солдат и молодежи.

Торжество открытия школы усиливалось еще и особою Высочайшею милостию, в это же время дарованною. В память о Михаиле Васильевиче Государь Императоръ соизволил повелеть Денисовке именоваться Ломоносовскою деревнею и Вашкаринской волости, к которой принадлежалъ Куростровъ – Ломоносовскою.

Через год Ломоносовка была удостоена посещения новым начальником губернии Качаловымъ, который также близко принялъ к сердцу ее нужды, как и князь Гагаринъ. Первымъ предметомъ попечения было изыскать средств на постройку собственного школьного здания. В 1870 году 24 июня Ломоносовское училище имело счастье принять Великаго Князя Алексия Александровича. Алексий  Александрович здесь же благоволил подарить училищу 400 рублей на приобретение своего помещения, и дело двинулось вперед крупными шагами. К этим деньгам присоединили 170 руб. от Куростровского сельского общества, 200 р. 50 к. от Архангельского Статистического комитета, и летом 1871 года  в Курострове, близ Ломоносовской усадьбы, быстро выросло обширное деревянное школьное здание, целиком перевезенное  из села Емецкого, где оно прежде было женскимъ ремесленнымъ училищемъ.

В 1885 году 13 июня, совершилось очень знаменательное событие. В 9 часов утра родину Ломоносова  посетил Его Императорское высочество, въ Бозе почивший Великий Князь Владимир Александрович. Под звон колоколов и народный клич промчалась коляска с высоким гостем между домами Ломоносовки, пестревшей флагами, живой зеленью, цветами, и направилась в разукрашенную школу, еще более того привлекавшую взгляд, благодаря своевременно устроенной аллее со всевозможными гирляндами и другою декоративною отделкою.  При входе в школу местный волостной старшина поднес Великому Князю от имени крестьян Ломоносовской волости хлеб и соль на очень  ценном резном блюде  из слоновой кости, затем учащиеся пропели встречное Спаси Господи.

Его Высочество и свита внимательно знакомились со школою и вообще родиною Ломоносова. Особенное внимание сосредоточивалось на резьбе по кости; Великому Князю было благоугодно выразить, чтобы при школе имелся и отдельный ремесленный класс резьбы по кости. Высокое соизволение осуществилось в том же 1885 году; 10-го декабря ремесленный класс был торжественно открыт, а затем несколько раз кряду удостаивался посещений начальниковъ губернии.

Современный наш Куростровъ представляет собою уже далеко более жизненный пунктъ. Возвратившиеся из   отлучек «бурлаки» понастроили много новых домов. Все везде дышет свежестью. Достаточно украшена, исправлена  и обеспечена  церковь, при ней находится прекрасныя  причтовы усадьбы с новыми домами, на постройку которых были даны значительные средства от крестьянъ.

Школа выдвинула многих в штат служилых людей, и вы можете их видеть то присяжными в Холмогорском казначействе, то  в г. Архангельске, то членами волостного правления, то за приказчичьим прилавком, то в подрядных наймахъ, то занятых торговлею, поставкою разных материалов и т.д.

Еще в самом начале, когда училище на родине Ломоносова лишь только  сформировалось в свой лучший тип и сосредоточило на себе внимание крестьян, местный мировой посредник Личиковъ озаботился привлечением всего народа в образовательные интересы школы  и с 1872-го года устроилъ здесь публичныя чтения с участием способных послужить делу  ея. В каких недочета не оказалось. Училище переполнялось народом, и слышались бесчисленные благодарности крестьян.

Видимо обнаружилась крайняя нужда связать плотнее жизнь школы  с жизнью крестьян всех возрастов.  Навстречу этому запросу двинулась уже Петербургская Императорская  академия наук, которая назад  тому три года, реформировала начальную сельскую школу имени Ломоносова  въ двухклассное училище со столярным  ремесленным отделением. Это училище сейчас находится въ особомъ громадномъ деревянномъ здании, получившем прозвище Ломоносовскаго дворца.

Постройка этой школы-памятника переполнена массою темных делишек и историй; подробности их обширны, и на страницах "Известий Общества изучении Русскаго Севера" непоместимы, они частию проникли в местные газеты, частию составляют ходячую молву.

(Свящ. Арк. Грандилевский).

УХТОСТРОВО.

Остатки Варваринской церкви и колокольня бывшего Троицко-Ухтостровского прихода.

Любительские фото 2016 г.

varvarinsk9.jpg

Правый берег Северной Двины. Вид на Ухт-островъ.

varvarinsk6.jpg

Троицко-Ухтостровский приход.

С противоположного берега Северной Двины.

varvarinsk.jpg

Видна построенная несколько лет назад маленькая часовня. Не работает.

varvarinsk8.jpg varvarinsk10.jpg

Колокольня, остатки Варваринской церкви, часовня.

varvarinsk1.jpg

Вид на колокольню с юга, впереди река.

varvarinsk4.jpg

Вид с юга, крупнее.

varvarinsk5.jpg

Колокольня и остатки Варваринской церкви с юга.

Виден лес на противоположном берегу Северной Двины.

 

Деревня Вашкаранда.

vashkaranda.jpg vashkaranda2.jpg  vashkaranda4.jpg vashkaranda7.jpg 
 vashkaranda9.jpg  vashkaranda8.jpg  vashkaranda12.jpg  vashkaranda14.jpg
 vashkaranda17.jpg  vashkaranda19.jpg  vashkaranda20.jpg  vashkaranda22.jpg
 vashkaranda21.jpg  vashkaranda23.jpg  vashkaranda24.jpg vashkaranda25.jpg 
 vashkaranda26.jpg  vashkaranda27.jpg  vashkaranda28.jpg  vashkaranda30.jpg
 vashkaranda31.jpg  vashkaranda33.jpg  vashkaranda35.jpg  vashkaranda38.jpg
 vashkaranda39.jpg  vashkaranda42.jpg  vashkaranda43.jpg  vashkaranda44.jpg
 vashkaranda46.jpg  vashkaranda47.jpg  vashkaranda48.jpg  vashkaranda49.jpg
 vashkaranda50.jpg  vashkaranda51.jpg  vashkaranda53.jpg  

 

***

Ролики про Ухтострово:

Ухтострово

Ухтострово

Ухтострово

Детство

Воробьи

Закат

 Литература:

Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера /журнал, №2 1910 г.).

 

ГЛАВНАЯ

ОБЩЕЕ

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

СЕВЕР МОЯ РОДИНА

ПЕТЕРБУРГ МОЯ ЛЮБОВЬ

ТИХИЙ ГОЛОС ГОВОРЯЩЕГО В НАС БОГА

ЛЮБИ ВСЕ ДРУГИЕ НАРОДЫ КАК СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ
Карта сайта Веб студия СПб-Дизайн.рф - создание и продвижение сайтов, 2003 ©