Холмогоры и Холмогорский уезд – район (1911, 1917; 1936 гг.)

ХОЛМОГОРЫ И ХОЛМОГОРСКИЙ УЕЗД – район. 

o Жизнь в гор. Холмогорах и его уездъ. (журнал «Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера», № 8-9  за 1911 г.).  
o Характеристика подвинян народными прозвищами и присловьями. (из книги С.В.Максимова «Год на Севере»).  
o Краткий обзор положения сельского хозяйства в Холмогорском уезде Архангельской  губернии. (журнал тот же, №2,  № 3-4 за 1917 г.).  
o Холмогорское скотоводство в его историческом районе. (журнал тот же, №6 за 1911 г.).  
o Справочник по Северному краю на 1936 г.
o Холмогорский район  по материалам «Справочника по Северному краю на 1936 г.

ЖИЗНЬ В ГОР. ХОЛМОГОРАХ И ЕГО УЕЗДЪ.

(Журнал «Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера», № 8-9  за 1911 г.).

I.

В городе.

Вот уездный городок, который расположился по берегу небольшой речки и занял места каких-нибудь полверсты в поперечникъ, вытянувшись по тракту в длину версты на полторы не больше. В нем всего две тысячи жителей. Место, занятое городом, совершенно ровное. Постройки сплошь деревянные. Если заглянуть еще издали, то кажутся оне скученными: хибарки бедняков перемещались с возвышавшимися крашенными домами богачей. В городе несколько каменных церквей, которыя заняли себе обычныя места на площадях.

Почти нет нигде ни кустика ни деревца. Наш северный житель не любит растительности; ее  не встретите ни в деревнях, ни в наших уездных северных городках. Быть может сказывается наследственность. История говорит, что выходцы новгородские много воевали с дикими лесами, прежде чем они устроили себе привольное житье по берегам рек и вблизи озеръ.

Приближается вечеръ.

Сегодня еще успеваете заглянуть на местную речку, которая ежегодно летом сильно мелеет и значительно суживается. Берега ее песчаные отлогие. По берегу на городской стороне приютилась избушка перевозчика, по обеим сторонам которой поодаль сложены дрова в бесконечно тянувшихся поленницах, накатаны тысячи бревен. Весь этот лесной материал приплавляется «сверху» по С. Двине верховцами, работающими за дешевую плату для местных богачей.

Через несколько времени заметно уже 2-3 лодки с катающимися по реке. Слышна игра на гармонике, триньканье балалайки и чуть доносящееся пение романсовъ. Это гуляет чиновный людъ.

Вся молодежь обоего пола повысыпала «на прошпектъ», тянущийся вдоль дороги по тропинке. Несется пение частушек, в которых молодежь выражает самую жизнь. Вы слышите, как поютъ:

Рано, рано птичка склалась

На болотинке, на мху.

Рано девка сбаловалась

На шестнадцатом году.

Полюбила я молодчика –

Канцелярского чиновничка;

Обложила его ватою,

Напоила его мятою.

Полюбил меня изъ-за реки старик,

Обещал он мне изюму четверик,

Ахъ, изюму-то мне хочется,

Старика любить не хочется.

Если в городе устраивается вечеринка, то движение вечером еще больше усиливается. Тут кроме участвующей молодежи шляются и пожилые люди и считают своею обязанностью посетить местный балъ и «посмотрять». На вечеринках частенько бывают скандалы… Так веселится простонародье.

Интеллигенция ежедневно вечера проводит в клубе, где сражается в преферанс и играет на биллиарде, время от времени, посещая буфет. Впрочем, некоторые из чиновников свободное время проводят на охоте за дупелями, утками и гусями, в обществе своих лягавых друзей.

Третий сорт общества – это местное купечество, позажиточнее мещанство и духовенство. Такое общество бывает вместе только в дни именин, свадеб, торжественных вечеринок. Собравшись, в первую очередь принимаются за уничтожение разных солений, варений, маринадовъ, и прочих жирных закусок, обильно прополоскавши свои «горлышки» разнообразными винами.

Зимою в городе совсем скучно. Тогда не пройдешься по окрестностям города. Все завалено снегом. Небо часто облачное; серое. По воскресеньям и праздничным дням население бывает в местных приходских церквах, усердно молится и ставитъ «свещи» угодникам. Любитъ посещать также Успенский женский монастырь, расположенный в пол-версты от города. Два раза в неделе – в четверг и в воскресенье в городе бывают базары, на которые съезжаются окрестные жители. Они продают свои продукты, как наприм.: свежую рыбу, мясо, кустарные изделия – железную и деревянную посуду, а также кое-какие овощи:  картофель, редьку брюкву. Во время базара бывает шумно, людно и оживленно. После же его становится пустынно.

Одни собаки бегаютъ по площадям в поисках пищи, да вороны скачут по дороге, пользуясь набросанным  повсюду навозом от лошадей.

Простонародье, туземное население питается исключительно соленой рыбой - пикшей, треской и кислой селедкой. Мясо и свежую рыбу оно покупает редко, т.к., во-первых, эти продукты стоят дорого, во-вторых, обыватели не привыкли ни къ мясной, ни къ свежей пище, от которой у них болит «нутро».

Как жители города, так и окрестностей занимаются издавна скотоводством, а потому среди толпы то и дело слышишь цены на кормовые продукты для скота и разговоры про коров.

В городе имеется несколько маслодельных заводов. До сего времени сохранился  еще тотъ прекрасный молочный скотъ, который Петром I-мъ былъ вывезенъ из Голландии в числе нескольких экземпляров.

В конце лета ежегодно устраивается выставка молочнаго скота от городской думы, субсидируемая правительством, на которой лучшим экземплярамъ из коровъ присуждаются награды: медали, кубки, похвальные отзывы. Ценятся такие коровы- красавицы здесь дорого. Скот скупается скотниками  и угоняется в Петербургъ и в иные города на молочные фермы.

Для удовлетворения духовных запросов обывателя в городе функционирует  Ломоносовская читальня. Ее посещают больше учащиеся из местных приходских училищ.

Несколько раз в осенние и зимний сезоны в читальне устраиваются чтения с туманными картинами, в антрактах которых бывают концерты на балалайках и других струнных инструментах.

Ежегодно в городе бывает 2-3 народных гулянья. На святках рядятся, на масленице катаются с гор и на лошадях. На 4-ой неделе великого поста город посещает чудотворная икона Грузинской Божьей Матери из Красногорскаго монастыря, на поклонение которой собирается почти со всего уезда  несколько тысяч паломников  из простонародья.

В город летом ежедневно заходят 2 пассажирских парохода, курсирующие от губернского города по реке Северной Двине вверхъ и обратно. В общем обывательская жизнь течет мирно, патриархально.

II.

В уезде.

К грамотности население уезда относится более или менее сочувственно. Пожилые люди в деревняхъ и те видятъ пользу от грамоты и не считают ее за вред.

Все подрастающее поколение  обоего пола обучается в школах, которые в уезде имеются двух видов: одни из них светские-министерские I  и II классные училища, а другие церковно-приходские классныя. Так как в уездах старообрядцев очень  мало, а больше православные, то родители своих детей, даже и девочек, отпускают в школу, подчиняясь за последнее время новым условиям жизни.

Число грамотных в уезде порядочное. Мужское население от 10 до 40 лет почти все грамотно, хотя из него много есть и таких крестьян, которые не окончили курса,  но порядочно читают, пишут же плоховато. Женское население более неграмотно.

Книга здесь распространена, и можно сказать достаточно. Больше книг гражданской печати, чем церковной. Хотя книги церковныя, как например евангелие, часослов, псалтирь, апокалипсис и др. собственность населения, переходящая из рода в род от отцев к детям. Гражданские книги: сказки, календари, жития святых; подарки учителей – ветхие хрестоматии, книги учебные можно встретить в каждом крестьянском доме, где есть школьники.

Книгу здесь любят, держат ее на полках, в ящиках или в шкафу. Дешевую книгу покупают в Архангельске наши карбасники своим детям и привозят ее подарком, а также скупают ее у тех коробейников, которые за зиму не раз пройдут по деревне.

О положении народнаго учителя в Холмогорском уезде мы можем сказать, что положение его незавидно и материальное положение его жизни должно улучшиться.

III.

Экономическое положение населения здесь в общем удовлетворительное в частности можно сказать, что  даже хорошее, как напр. у населения Великодворской вол.  и селъ, находящихся вблизи Холмогор и Емецка. Здесь крестьяне хорошо зарабатывают на лесных промыслах, а также немало получают доходу и от скотоводства. Каждый год часть мужскаго населения уезжает в Петербург на заработки, где нанимается по кровельному делу. За последние годы в уезде развито кооперативное движение. Население сорганизовалось в потребительские общества и открыло общественные лавки, которые доставляют товары по удешевленным ценам. Таким образом, кооперация приносит в уезде много пользы. 

Холмогорский крестьянин из среднего и зажиточного класса живет в приличных хороших двухэтажных домах, крытых тесом и даже железом. Комнаты верхнего этажа  очень чисты, меблированы, уютны и светлы. Нижние этажи имеют 2-3 комнаты с кухней, где семья готовит кушанье, обедает, чайничает и ужинает. В каждом доме имеются кровати для старших членов семьи с постелями, набитыми оленьей шерстью. В комнатах устроены печи, по бокам стен сделаны лавки, стоят стулья, столы и шкафы, где хранится чайная посуда, в нижних ящиках белье. В семьях даже бедных есть самовары, кофейники и проч.

В семьяхъ зажиточных женщины шьют на швейных машинках, купленных в рассрочку  платежа у К. Зингеръ. Квартиры по субботам еженедельно моются, подметаются ежедневно.

Питается население в будни плохо. Пищей чаще всего служит кисло-соленая рыба, пикша и молоко. Зато ежедневно население пьет чай или даже кофе, конечно с сахаром, закусывая ржаным хлебом и житными шанежками.

Одеваются крестьяне очень прилично, и имеют, не исключая и бедных и будничное и праздничное платья. Мужчины в праздники ходятъ в пиджачных парах, на головах носят летом фуражки,  с козырьками и войлочные шляпы, а зимой бараньи шапки и пыжиковыя, верхняя одежда, приходилось видеть, такая: ватированные суконные тужурки и пальто, шубы с воротниками. На ногах носят валенки и бурки с галошами. Женщины в праздники одеваются еще шикарнее  мужчин. Они носят на головах шерстяные и шелковые платки, платья, одетые на них, сшиты по моде, хотя и не по последней из шелка, гаруса.

IV.

Коснемся положения женщин в уезде. На обязанности женщины здесь лежат следующие работы: готовить обед, и ужин, шить белье, мыть его, ухаживать за детьми, ткать, прясть (пряжа покупается) холст и полотно вязать чулки, рукавицы, обряжаться со скотом, вывозить время от времени навоз, бороновать и даже пахать поля, садить и полоть картофель, и кое-какие овощи, доставлять летом корм для домашнего скота, пилить дрова, жать и возить хлеб, грабить и сушить сено, молотить, веять, и прочее. Кроме того женщины должны помогать грузить карбаса камнем, ловить рыбу, заготовлять осенью ягоды и грибы на зиму. Ей не хватает времени как следует покормить своих детей.

Вот почему ребенка, который только что явился на свет Божий, учат сосать рожок с налитым молоком, а также и моченый хлеб, рыбу и прочею. Нет ничего удивительного, что дети в крестьянской семье часто мрут, в особенности девочки, за которыми уход сравнительно с мальчиками хуже.

Во время рабочей поры «страды» грудных и маленьких детей оставляют на попечение  бабушек и 8-10- летних  «нянюшек-пестуний», с платою 3-4-6 р. за лето.

Здесь каждая женщина старается разродиться в бане; как только ребенок родится, его повитуха обмоет, перевяжет пупок, попарит, пошепчет  над ним каких-то заклинаний, подует, поплюет,  и пр. Через несколько часов ребенку дадут уже в рот соску, его пеленают, укачивают. Несколько недель подряд детей носят в баню. Очень радуются родители, когда у них рожаются дети мужского пола.

Родители своих детей с 9-10 лет берут уже на работы. Летом во время «страды» заставляют их возить сено, снопы, поить лошадей и пр. зимой заставляют пилить и возить дрова и съездить налегке по какому-нибудь поручению. Жизнь девочки в деревне хуже, чем мальчика. На нее смотрят в семье как на человека временного, а потому ее чаще заставляют работать и реже отпускают  на улицу порезвиться с товарками.

Девушка, когда подрастет, то и сама начнет уже понимать свое положение. Она заботится о себе, приобретает имущество поденными работами, как наприм., весной нанимается корить заграничные дрова, летом идет чинить дорогу, собирает и продает ягоды, грибы, служит в городе в прислугах.  За то, что она прячет свой заработок под свою «лапу» в семье ее не любят, укоряют, называя дармоедкой. Случается, что девушки и «балуются»,.. Тогда они спешат уехать в Петербург. Там они служат прислугами и очень редко показываются в деревню. Их дома так и называют – «питерки».

Выйдя замуж, они много выносят обид незаслуженных со стороны свекровей, снохъ и прочих домашних. Им приходится исполнять тяжелые работы, более же легкие берут на себя старшие члены семьи.

Вот почему молодухи после 1-2 месяцев замужнего житья убегают к родителям, но впрочем через некоторое время возвращаются снова. Были случаи в нашем уезде и официального расторжения брака, где обе половины поженились вновь.

V.

К числу отрицательных сторон нашего крестьянина надо отнести суеверие вместе с невежеством.

VI.

Теперь мы скажем о заболеваемости населения и врачебной помощи в Холмогорском уезде. В каждой волости организован  в уезде фельдшерский пункт  с постоянным пребыванием фельдшера. В крупных населенных пунктах, таких как Холмогоры и Емецк, функционируют больницы.  Акушерки и ветеринарные фельдшера имеются  не во всех волостях уезда. Медицинская помощь оказывается бесплатно. Заразные болезни распространены в уезде очень незначительно. Больше всего бывает, из категории заразных болезней: корь, оспа,  коклюш, тиф, и пр.

Хочется крикнуть возможно громче, чтобы те, кому надлежит заботиться о  поднятии культурного развития нашего края,  лили больше света  в нашу захудалую деревню.

Нашей всей обширной губернии необходимо земство. Только оно может улучшить медицинское дело.

(А. Рядчинъ).

***

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОМОРА (Из книги С.В.Максимова «Год на Севере», 1856 г.).

Но при всем недоверии к начальству, общем для русского простолюдина, поморов отличала от жителей центральных губерний независимая манера держаться и говорить. Максимова приятно поразила эта черта северного крестьянина. "Какая-то крепкая самоуверенность в личных достоинствах и развязность в движениях, хотя в то же время и своеобразная развязность, которая высказывается в протягивании руки первым, в смелом движении сесть на стул без приглашения", - отмечает путешественник при описании быта поморов Кемского берега. То же чувство собственного достоинства бросилось ему в глаза при общении с жителями дальней печорской глуши. Человеку, прибывшему из крепостной России, была в диковинку лишенная приниженных интонаций речь мужиков, смело обращавшихся к гостю "из самого – Питенбруха" на "ты", удивлял его и относительно зажиточный быт Поморья.

Книга о путешествии на Север складывалась уже в ходе поездки - писатель старался вести записи под свежим впечатлением от увиденного и услышанного. И, тем не менее, сочинение Максимова не носило характера этнографического дневника. За описаниями конкретных нравов и обычаев отчетливо проступала мысль о высоком значении личной свободы, о ее благотворном влиянии на духовный строй народа. Это понял и читатель - "Год на Севере" приобрел широкую популярность как своеобразный гимн воле.

***

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИНЯН НАРОДНЫМИ ПРОЗВИЩАМИ И ПРИСЛОВЬЯМИ.

(Из книги С.В.Максимова «Год на Севере»).

Ярмарка. (1856 г.)

В сентябре месяце я вернулся обратно в Архангельск и не узнал его. По городу реже разъезжали каптэны, значительно опустела гавань и как будто в замену ее начиналась не менее шумная деятельность в самом городе, для которого наступило время Воздвиженской ярмарки. Вся она сосредоточилась около городской пристани, которой, между городскими рядами, предшествует довольно большая площадь. Площадь эта на то время служила рынком. Вся Двина пред нею вплотную почти уставлена была беломорскими судами разных величин и наименований: виднелись огромные и безобразные лодьи, не менее безобразные, хотя и меньшего калибра, раньшины, выделялись каюки, барки, полубарки, шняки, паузки, шитики; виделись плоты разных видов и наименований; шныряли между ними легкие карбасы и мелкие лодки.

Шум и деятельность имели характер огромного, людного базара. Все эти суда привезли поморскую рыбу с дальних беломорских берегов и Мурманского берега океана: треску, палтусину, семгу, сельдей, сигов и другую. Все эти суда нагрузятся потом хлебом, солью, лесом. Архангельский люд, на половину своего количества, нашел здесь себе работу; даже бабы - по здешнему женки - заняты выгодной поденной работой. Часть их занялась промывкою на плотах крепко просоленной трески; часть расселась у наскоро сплоченных столиков и прилавков с подходящим и идущим товаром: шерстяными чулками, перчатками, сапогами, ситцем, носильным платьем в виде готовых красных рубах, овчинных полушубков. Между товарами этими реже других бросается в глаза значительное количество самодельных грубой работы компасов, имеющих на языке поморов название маток. Попадаются книги, картины московского изделия героического и юмористического смысла; и бьет в глаза пропасть деревянной посуды.

Народности спутались, расшумелись, занятые сосредоточенно собственными интересами; но несколько привычному взгляду можно отличить тут и рослого богатыря помора-кемлянина, сумлянина, раздобревших на мурманской треске и чистой, неутомляющей работе, и робкого с виду, менее разбитного и говорливого жителя Терского берега. Подчас толкается тут на рынке и узкоглазый, коротенький, коренастый лопарь, и бойкий, юркий матросик, остряк гарнизонный солдатик,

Ваганы.

и идет с развальцем шенкурский мужичок* - ваган кособрюхий водохлеб,

(* Жители Шенкурского уезда, называемые ваганами по реке Ваге, протекающей по уезду, и верховиками, исключительно занимаются, как известно, полевыми работами (хлеб у них родится хорошо) и работами лесными, сидкою дегтя и проч. В Архангельск являются шенкурцы на судах, в качестве рабочих и лоцманов, провожающих в порту вятский хлеб и другие товары. За то, что они  привычно ходят по городу и на базаре кучками, толпой, не надеясь на свои единственные силы  и на личную находчивость и сметку, их прозвали «ораушками», «ораушкой» (бродят артелью, оравой). Впрочем, под этим прозвищем известны в Вологодской губернии и те зыряне, которые толпами или оравами бредут на Двину наниматься для сплавов судов с сыпью (зерновой хлеб) или хлебом в Архангельск).

с кривой подпояской, с огромной ковригой хлеба за спиной и за одним плечом, с вязкою лука за другим, с деревянной ложкой на манер кокарды за ленточкой поярковой шляпы грешневиком. Между другими поморами можно отличить и мезенцев, прозванных сажоедами и чернотропами (за то, что у них и избы обвесились, как бахромою, сажей, и дороги и тропинки их от этой сажи черные, черна и обувь их, всегда замаранная) - и собственно поморов из-под Кеми и Сумы, прозванных в свою очередь красными голенищами за ту обувь, бахилы, которую они имеют обыкновение шить из невыделанной тюленьей кожи.

Характеристика подвинян народными прозвищами и присловьями.

Резко выделяется изо всех подвинский житель с виду угрюмый, но в самом деле ласковый, склонный к сближениям, острый на язык, но в то же время хитрый и пронырливый. Все это народ с издревле проторенной и прямоезжей большой дороги из Москвы в чужие страны, - народ тертый и искусный. Из деревни Заливья (Холмогорского уезда) являются сюда купора, выделывающие бочки для идущего за границу хлеба. Из села Емецкого - искусные строители больших лодок, называемых холмогорскими карбасами. Куростровцы - круглые земляки знаменитого Ломоносова - издревле гончары. Еще до Петра по Двине "не боги горшки обваривали, а все те ж куростровцы" (у одного из них и разбил царь Петр хрупкий товар, лазавши по судам и сорвавшись с кладки). Могут указать в этой рыночной толпе и "матигоров-чернотропов", осмеянных за то, что занимаются кузнечеством и, конечно, пачкаются сажей и углем, но зато снабжают весь север теми ружьями, с которыми воюют на море и в лесах (эти же матигоры - воры за бывалый случай, теперь полузабытый; "Богородицу украли, в огороде закопали").

В этой же рыночной толпе выделят бранью, укором и накриком "мудьюжанина" - жители селения, лежащего на одном из четырех устьев Двины, при самом завороте Зимнего берега, где поставлен маяк. Бесплодная земля и удаление от прочих жилых мест выучили, на большой голодовке, пускаться во вся тяжкая, изворачиваться и плутовать. Всякий недобрый человек обзывается "мудьюжанином": чего уж тут ждать хорошего. Обругают ховрогора "беспутным" - очень обидным для этого придвинского жителя бранным словом, вынуждающим ответную драку, и при этом расскажут бывалый случай. Когда-то они, переезжая через Двину, на карбасе, опрокинулись. Многие утонули. Уцелевшие стали отыскивать товарищей. Закидывали сети, и вытащили 50 утопленников, а переправлялось их всего 40. При этом ховрогоры будто бы старались уверять свидетелей и клялись в том, что они многих спутников своих не досчитываются.

Словом сказать, о придвинских обитателях ходит недобрая слава, именно по причине житья их на большой старинной дороге. В особенности народные присловья не хвалят тамошних женщин. Некогда про все Подвинье сложена была целая обличительная песня. В цельном виде она не сохранилась, и от нее остались лишь осколки, которые и пошли в оборот в виде присловий. Песня велась от самой Вологды и зацепила, конечно, Холмогорский уезд. В нем, сверх прочих более шаловливых: "по девичникам ходить да кумачники кроить - бутырчанки" (из деревни Бутырок), то есть не столько обряжать дом и хозяйство; сколько заботиться о нарядах. "Сойтиться да побасить, по головушке погладить - девки сорочински". "Из окна рожу продать, табаком торговать - херполянченки" (из деревни Херполе). "У девиц горчанок (деревня Горская) высокие поклоны - низкие поклоны", и т. д. На том же архангельском рынке не редкость встретить привезшего кладь товрянина (из деревни Товры).

Большая часть Подвинья уходит наживать копейку на дальних заработках, - товряне же уперлись на своем и уходом на чужую сторону не соблазняются. Это породило у соседей насмешки над ними - говорят: "товряне дома углы подпирают, кнутом деньги наживают", то есть любят домашнее хозяйство и, в подспорье к нему, занимаются извозом. Над ними, может быть, и не насмехались бы, когда бы они были от досужества своего сыты. Впрочем, и над, собой эти насмешники подтрунивают тем, что на чужую сторону ходят "не деньги наживать, а лишь время провожать". Так поют они и в одной из своих юмористических песен.

Прислушавшись к говору, трудно отличить поселенцев одной местности от другой, тем более, что говор имеет по всему северному краю поразительное сродство и сходство, как коренной, беспримесный новгородский говор, перенесенный через Уральские горы и распространившийся по всей Сибири.

Воздвиженская ярмарка пустила по городу тот неприятный, одурящий запах, которым отдает треска, но у бедного обитателя Кузнецовской и Архиерейской слободок за обедом - любимое, вкусное и лакомое блюдо. Блюдо это, при иной обстановке, приправляемое цельным, нефабрикованным вином (которое, по словам знатоков, в редкость и для Петербурга) - блюдо тресковое не пропадает и на столе богачей архангельских.

Снова обращаешься, по поводу ярмарки, к расспросам у старожилов и слышишь от них, что:

- Воздвиженская ярмарка - кроха и большая, а соломбальская гавань, против нее, каравай большой. Берет тут деньгу богатый помор; кроха малая перепадет и на долю его работника. Вся сила в большом капитале: к нему скоро прирастает другой; а малый капитал так весь и рассыпается в брызгах. Помору-работнику надо купить подарок жене и ребятенкам, да и себя побаловать. А богачу покупать нечего: у него и так всего вдоволь. Чаю, сахару и посуды он и в Норвеге купит и ценой подешевле гораздо.

- Приносит ли пользу Воздвиженская ярмарка городским торговцам? - спрашиваю я.

- Да разве это торговля? - отвечают мне. - Торговля эта с крохи на кроху мелкотой перебивается: бабе от продажи на дырявое платьишко хватает, да и с голоду не мрут. А детям, особенно девкам, много не надо - тем и корабельщики надают. Об этих родители не кладут своей заботы.

- Зачем же они трудятся, зачем торгуют, когда нет в том прибыли?

- А уж это стих такой в городских наших, струя такая ходит, ровно бы болезнь падучая. Как усидишь дома, как не разложишь лавочки, когда и сосед то же делает, и без гроша не гуляет, а кофей пьет, треску ест со сметаной и картофелем. У нас в городе-то все торговцы, и нет того человека, у которого бы поднялась против этого дела совесть. Торговлей не брезгают. Опять же на рынке разговор всякий идет, драки бывают, а это, на дырявый бабий язык, и ладно!

- А каков мужской пол из простого люда? - спрашиваю я.

- Да мещане все хорошие работники и все при деле. Пьянством и другим бесчинством попрекнуть нельзя. Да и здешнего горожанина редко увидишь на улице...

- На улице все я вижу военный народ: солдат и матросов...

- Вот этих похвалить хорошим нельзя. Да вот лучше расскажу я вам недавний и смешной случай. Пошла одна женка в торговую баню помыться; принесла с собой ребенка, да забыла мыло. Ребенка положила она в корзинку с бельем и пошла в ближнюю лавочку за мылом. Купила мыла, вернулась назад. Хвать корзинки: нет корзинки. Взломала руки свои бедная, взвыла недаровым матом, а беде пособить надо. Не спит целую ночь, - думает в полицию подать объявление. В тот же вечер в соломбальских казармах перекличка была. Вызывают солдат по именам. В казарме тихо: только и слышно с разных сторон; "я" да "я" да вдруг и раздался сторонний голос: закричал под одной койкой ребенок. Вора выдала речь - и сталась баба с ребенком, матрос с леньками. Ребенок-то, стало быть, спал крепко во всю дорогу, а ночь была темная на ту пору, осенняя.

- Ну, да уж этого объяснять не надо: и без того понятно.

- Когда же к нам, на Мезень? А от нас и на Печору пробраться вам будет любопытно! - говорили мне тамошние поморы.

- А вот поправлюсь от дороги, да путь встанет, замерзнут тайболы! - отвечал я, и, наконец, дождался-таки своего времени.

Грустно бывает расставаться с насиженным местом, тяжело покидать многих людей, с которыми успел и сойтись, и смолвиться! Предчувствуя тягости дальнего пути, неохотно садишься в кибитку, с трудом борешься с наплывом грустных впечатлений и волей-неволей подчиняешься неизбежному закону обстоятельств и гнету житейских случайностей.

То же сталось и со мной в конце октября 1856 года, когда я оставлял Архангельск во второй раз. В феврале следующего года я был неподалеку от него, в Холмогорах, в каких-нибудь семидесятии верстах, в девятичасовом перегоне.

- Съездите в город? - спрашивали меня там.

- Может быть, - отвечал я вначале.

- А не мешало бы съездить! - напоминали потом.

- Едва ли поеду! - отвечал я на это потом, по долгом размышлении...

В конце февраля я уже оставлял Архангельский край для Петербурга, и, признаюсь, не жалел об нем.

http://profilib.com/chtenie/112421/sergey-maksimov-god-na-severe-3.php

***

КРАТКИЙ ОБЗОР ПОЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ХОЛМОГОРСКОМ УЕЗДЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ  ГУБЕРНИИ.

Опыт обследования.

(Журнал «Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера» №2,  № 3-4 за 1917 г.).

Территория, естественно-исторические условия.

Холмогорский уезд на севере и северо-западе граничит с Архангельским уездом, на западе – съ Онежским, на юго-западе – съ Каргопольским Олонецкой губернии, и на юго-востоке съ Шенкурским и на востоке – съ Пинежским.

Уезд занимает 14505 кв. верстъ. По площади это самый маленький уезд Архангельской губернии.

По сравнению с некоторыми небольшими государствами Европы Холмогорский уезд по площади в два раза больше Черногории (7965 кв.в.), только въ 1,77 раза меньше Бельгии (25840 кв.в.), в два раза меньше Нидерландовъ (29000 кв. в.) и почти въ 2 ½ раза меньше Дании (34960 кв. в).

По сравнению же с площадью всей Архангельской губернии, площадь уезда в 46 разъ меньше ея.

Хозяйственная жизнь Холмогорского уезда, ея прошлое настоящее и будущее зависит от Северной Двины.

Земледелие и землепользование.

Все земли Холмогорского уезда юридически формально находятся  во владении казны, так как никаких  наделов крестьян землею и закрепления ея за ними до сих пор здесь не было. Всего культурных земель в уезде (пашни и сенокосы) насчитывается до 33, 251 десятины, что составляет 2,2 % всей площади уезда.

Большая часть этихъ земель находится в пользовании крестьянских земельных общин.

Таблица:

Число земельных общин, количество приходящихся на одну общину селений и хозяйств по волостям и уезду (по Холмогорскому уезду)  за 1916 г.

Волость

Число общин

Приходится селений на одну общину

Кол-во хозяйств общины

Курейская

4

4

99

Ломоносовская

12

6

132

Кушевская

9

5

85

Великодворская

15

2,5

46

Черняевскогорская

20

1,3

19

Григоровская

6

3

48

Емецкая

37

2

32

Зачачьевская

11

4

56

Пиньгишенская

6

3

52

Медведовская

4

8,5

111

Селецкая

15

2

44

Яковлевская

3

4

70

Петровская

25

1,5

22

Церковническая

3

14

186

По уезду

170

3

50

Земельная община в Холмогорском уезде – явление сравнительно недавнего происхождения. Так в Двинских грамотах времен владычества Новгорода-великаго (15 века) никаких указаний на общину нет. Суд по этим грамотам (купчия, закладныя и т.д.) тогда были только формы единоличного частного землевладения.

Собственник двора, дворища распоряжался своим «селомъ», т.е. деревнями  (пахотные земли – «орамои» земли),  наволоками (пожни, покосы), репищами (низменное поле, заливаемое водою), закраинами и другими угодьями по своему усмотрению, даря, закладывая, завещая и продавая как все «село», такъ и часть его.

Крупными землевладельцами тогда были бояре, монастыри и церкви, а мелкими – «житьи люди» и смерды. Большая часть земель принадлежала «житьим людям» - крестьянам.

Община появилась здесь, вероятно, в 19 веке и была привита извне центральной властью, которой понадобилось на местах административно-фискальные единицы.

В настоящее время [1916 г.]  формы общиннаго землепользования почти одинаковы по всему уезду, и общины отличаются только своими размерами.

В волостях Курейской, Ломоносовской, Кушевской  формы землепользования одинаковы. При каждом переделе община выбирает 1-2 мерщиковъ и въ помощь имъ – 2-3 понятыхъ.

После нового передела каждый хозяин пользуется уже новыми земельными участками.

Переделы бывают обычно через 10 летъ иногда и более. При переделах как сенокосы, так и пахотные земли разбиваются на три, а иногда и на четыре сорта. Основные участки угодий остаются после передела за прежними хозяевами. Церквам и монастырям принадлежит 982,7 десятин пашни и сенокоса, что составляет 2,9% от всей площади культурных земель уезда. Церковные и монастырские земли – это земли крестьянъ, подаренные ими церквамъ и монастырямъ по завещаниямъ во времена свободного единоличного распоряжения землею.

Население.

По количеству населения Холмогорский уездъ занимаетъ 5 место в Архангельской губернии после уездов: Шенкурскаго, Архангельскаго, Онежскаго и Кемскаго.

По сравнению съ количеством населения всей губернии (въ 1909 г. въ ней числилось 436624 человека), число жителей уезда составляет всего лишь 10,8% числа ея жителей. Въ 1910 г. в уезде числилось

Год

Количество мужчинъ

Количество женщинъ

Всего человек

1910

22 800

24 630

47 430

1914

24 374

25 950

50 324

1916 (данные сельскохоз. переписи)

16 795

21 821

38 616

На одну квадратную версту  территории  уезда сельскаго населения приходится по 3,5 человека. По всей же губернии на кв. версту не приходится и одного  жителя (0,6). Плотность сельскаго населения России по данным за 1912 г. – 7,7 человека на кв. версту, а в Европейской России – 25,1.

Нижеследующая таблица по данным за 1914 г. и дополнительным данным за 1916 г. показывает:

Размещение населения по волостямъ, количество селений и хозяйств в волости, количество хозяйств и жителей на одно селение и число жителей на одно хозяйство.

Волость

Число

селений

Число

хозяйств

Жителей

На одно селение приходится

На одно хозяйство приходится жителей

Мужчин

Женщин

Всего

Хозяйств

Жителей

Курейская

23

389

1124

1143

2267

16,9

98,6

5,8

Ломоносовская

78

1472

4128

4364

8492

19,0

109,0

5,8

Кушевская

44

866

2506

2855

5361

19,7

122,0

6,2

Великодворская

38

684

1784

2081

3865

18,0

101,7

5,6

Черняевскогорская

26

379

984

1062

2046

14,6

78,7

5,4

Григоровская

20

292

737

783

1520

14,6

76,0

5,2

Емецкая

67

1193

3683

3791

7474

17,8

111,5

6,3

Зачачьевская

49

619

1792

1893

3685

12,6

75,2

5,9

Пиньгишенская

17

312

983

985

1968

18,3

115,8

6,3

Медведовская

34

444

1332

1437

2769

13,0

81,2

6,2

Селецкая

31

658

1945

2033

3978

21,3

128,3

6,0

Яковлевская

14

201

505

556

1061

14,4

75,8

5,2

Петровская

28

555

1408

1467

2875

19,8

102,7

5,2

Церковническая

42

558

1463

1500

2963

13,3

70,5

5,3

Всего:

511

8622

24374

25950

50324

16,9

98,4

5,8

В начале апреля 1917 г. при организации волостныхъ земскихъ комитетовъ  волости Великодворская и Селецкая  разделились, образовав каждая по две волости. Въ ближайшем будущем, вероятно, разделятся еще несколько волостей; такая волость, как Ломоносовская, самая населенная в уезде и разбросанная по островамъ, возможно, разделится на три волости.

Главная масса уезда населения живет въ селениях, расположенных по р. Двине. Деревни в среднем небольшие, по 17 дворов. Самые большие деревни состоят изъ 50-60 дворовъ, причем таких деревень не больше 2-3 в волости.

Все селения имеют по два названия: одно местное и другое казенное, официальное, при этом сплошь и рядомъ, особенно женщинамъ, последнее официальное название неизвестно; часто 2-3 селения имеют одно местное название.

Дома в деревнях расположены в два ряда, если деревня стоитъ по тракту  и въ один съ фасадомъ, обращенным к Двине, если деревня стоит в стороне от тракта на самом берегу Двины.

Дом крестьянина Холмогорского уезда обычно двухъ-этажный, высокий, с мезонином, светлый, со множеством окон, обшитый досками и выкрашенный, в большинстве случаев в темные тона; крыша часто железная.

Къ заднему фасаду жилого дома пристраивается основательный скотный дворъ, отделяемый от избы сенями. Овины и гуменные сараи (последние редки) обычно обслуживают несколько хозяйств.

Жители уезда - исключительно русские, потомки граждан Великого Новгорода, начавших  колонизацию края еще в 12 веке. Первые жители края, до его колонизации русскими – различные чудские племена – были частью вытеснены последними, и частью слились с ними.  За последнее говорятъ, между прочим, некоторые из Двинских грамот 15 в. Так одна купчая повествуетъ:  

Се купи филипе семенови у уляне у свое жены i у ее у зятя у нафлока i у его жены марьи землю сенькинскую…

Другая рядная грамота, начинается словами: Се добъ челомъ еванова жена и еи сынъ и еи деверь обекану курову сыну что взяти было куру. ф белъ на еванци…

Чудские племена оставили свой след как в физическом, так и в психическом облике крестьянина Холмогорского уезда. Кроме того большинство названий рекъ, урочищъ,  деревень до сих поръ остались чудскими. Физичесский тип крестьянина во многом отличается от обычнаго типа великоросса остальной России. Это высокорослый, монументальный, рыжебородый блондин с серыми или голубыми глазами. Небольшая скуластость изобличает присутствие финской крови. Взор ясный и открытый, движения размеренно-уверенны и спокойны…

Психология  крестьянина Холмогорского уезда также отлична отъ психологии крестьянина остальной Руси.

Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: прямодушие, независимость, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью. В нем нет и признаков лукавства, хитрецы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду: с последними он снисходительно деликатен.

Суеверия в нем тоже мало. Сравнительная просвещенность его обусловлена не столько грамотностью, сколько «бывалостью». Нельзя отказать ему и в большой доле предприимчивости. Одной из отрицательных  сторон психики местнаго крестьянина является слабый дух общественности, малое сознание общности интересов.

Самое лучшее достижение местной правительственной агрономической организации – образование молочных артелей – стоило великого труда; даже и теперь, несмотря на очевидную пользу артелей, есть среди крестьянъ скептики, утверждающие, что и «без артелей раньше хорошо жили».

Образование в уезде.

К сожалению, нет точных цифръ грамотности местнаго крестьянина. Но несомненно, что и грамотность его не ниже грамотности крестьян остальной Руси. Бросается в глаза несвойственное другимъ местамъ обилие здесь грамотных женщинъ. Есть школы, въ которыхъ число учащихся девочекъ больше числа учащихся мальчиковъ.

В 1914 году въ уезде было

9 двухклассныхъ училищъ,

25 одноклассныхъ и

31 церковно-приходская школа.

Въ этих учебныхъ заведенияхъ было 2940 учащихся, из которых 1821 мальчиковъ и 1119 девочекъ.

Кроме этих школ в уезде есть еще 2 высшихъ начальныхъ училища (въ г. Холмогорахъ и с. Емецкомъ) и одна лесная школа при опытном лесничестве на ст. Обозерской Яковлевской волости; в последней учащихся около 20 человекъ.

Близкое знакомство съ крестьянином крайняго севера внушаетъ непоколебимую уверенность в неистощимую мощную творческую его силу. Необходим лишь направляющий и руководящий свет разума.

Деятельность молодого, только что возникшего Холмогорского уезднаго земства (первое уездное земское собрание состоялось въ с. Емецком 7-13 мая), возникшаго явочным порядкомъ, по инициативе самого народа, а не по указке сверху, земства чисто народного въ полномъ смысле этого слова, несомненно будет много содействовать яркому проявлению этой мощной творческой силы народного духа.

(В.Насоновский).

 

***

ХОЛМОГОРСКОЕ СКОТОВОДСТВО В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ РАЙОНЕ.

(Журнал «Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера», №6 за 1911 г.).

Посещая закрывшуюся в сентябре 1910 года всероссийскую выставку молочного скота и участвуя на I всероссийском съезде массового улучшения скотоводства, нельзя было не обратить внимания на тот печальный факт, что холмогорское скотоводство, имеющее 200- летнюю свою историю и являющееся и поныне славою и гордостью России, в то же время представляет terra incognita не только для широкой публики, но и для большинства лиц, интересующихся вопросами нашего отечественного скотоводства.

Район исторического холмогорского скотоводства занимает скромный уголок не только всей Архангельской губернии, но даже того уезда, от котораго разводимый в нем скот, получил свое название. Граница оазиса холмогорского скотоводства, обнимая всю Ломоносовскую волость и Кушевскую, за исключением Паниловского сельскаго общества Холмогорского уезда, переходит в соседний Архангельский уезд, вмещая в себя Кехотскую волость и Коскогорское общество Лявленской волости. Таким образом, весь оазис исторического и современного промышленного холмогорского скотоводства представляется всего лишь неполными четырьмя волостями.

По данным волостных правлений в январе 1910 г.:

Волость

Количество случных быков

Количество коров

Количество телок

Ломоносовская

10

1552

1071

Кушевская

15

1472

800

Кехотская волость и

Коскогорское общество Лявленской волости

10

1411

501

Всего:

35

4435

2372

Всего район холмогорского скотоводства заключает в себе 6842 головы крупного рогатого скота.

Вес туши холмогорского быка колеблется между 16 и 25 пудами, а коровы 12-17 пудов.

Удойливость холмогорского скота при условиях местного содержания  колеблется от 120 до 200 пудов молока в год, причем встречается немало экземпляров, годовой удой которых превышает приведенный максимум.

Границы района холмогорскаго скотоводства совпадают с единственным в губернии оазисом  промышленного маслоделия.

К январю 1910 года в районе работало 62 сепаратора, из которых в Ломоносовской волости 23, в Кушевской 16, Кехотской 18, Лявленской 4, и в г. Холмогоры 1.

Собственно промышленное значение имеют всего лишь три, четыре завода, из которых лучше Берденникова и Вейтмана, остальные же  заводы влачат жалкое существование и носят кустарный характер. Из 12 636 пудов всякого масла, отправляемого по железной дороге за 1908 -1909 годы со станции Архангельскъ, наибольшее количество ушло в Петербургъ и Новороссийск, а именно 3.744 пуда  в первом случае и 3.396 во втором. Кроме приведенных главных рынков сбыта масла, последнее отправляется еще в более или менее значительных количествах в города: Одессу, Киев, Грозный и Кишинев. За двухлетний период  каждый из этих городов потребил до вагона архангельского масла.

Выход масла варьируется в широких пределах, а именно пуд масла выходит из 23-27 и даже 28 пудов молока, что объясняется для большинства мелких маслоделен отсутствием у владельцев их самых элементарных знаний по выработке масла и умения обращаться с сепаратором.

Кроме сбыта молока, в экономике местнаго населения еще более видную роль играет экспорт продуктивнаго скота в столицы и на молочныя фермы.

Вывоз холмогорскаго скота имеет свое историческое прошлое. По свидетельству проф. Чирвинскаго  (изследъ. совр. сост. скотоводства. Выпуск I) вывоз холмогорскаго  скота можно проследить с 1693 года, когда холмогорские граждане в почесть Петру I во время следования его через Холмогоры, сверх хлеба-соли, подвели двухъ великорослых быковъ, каковые и были милостиво приняты и по царскому велению отправлены в Москву.

Кроме указанного случая в этом же труде есть еще данные исторических документов о выводе из Холмогоръ и соседних с ним волостей в 1713 году к царскому двору шести коровъ и одного быка.

В этом же году было отправлено в Петербургъ 10 холмогорских коров и 2 быка по указу Великаго князя Алексея Петровича. В 1728 году было выведено к царскому двору 40 коров и 4 быка.

Из исторических данных о выводе скота из губернии, помещенных в 29 и 30 № № «Арх. Губерн. Ведомостей» в 1878 году, видно, что вывод племенного скота с Двины продолжался и в более позднее время.

Так: в 1817 году в Царство Польское для улучшения тамошнихъ породъ было выведено «50 отличнейшего качества холмогорских быков» и «50 таких же коров 3-4 летъ».

В 1821 году для царскосельской фермы было уведено 6 коров и 1 бык, а в 1822 и 1827 годахъ в Новгородскую губернию было отправлено 27 быков и около 700 коров.

По словам проф. Чирвинскаго вывод скота с низовьев Двины принял характер организованного промысла лишь в сороковых годах позапрошлого столетия.

Главным рынком сбыта скота является преимущественно Петербург.

Все холмогорское скотоводство находится исключительно в руках крестьянскаго населения  этого района и мещан гор. Холмогоръ; наибольшая же выгода от него при современных условиях сбыта попадает въ немногие руки прасоловъ и посредниковъ крупных скотопромышленниковъ гор. Петербурга.  Хорошая холмогорка, в руках опытного прасола, дойдя до петербургскаго рынка, удваивает свою первоначальную покупную стоимость.

Закупаемыя на месте коровы отправляются перекупщиками в Петербургъ в четыре определенные срока, по местному  выражению «походы»: успенский, покровский, рождественский и пасочный. Зимой «походницы» гонятся на ногахъ, а летом сплавляются на карбасах, где их грузят у селения Курьи, расположеннаго в 65 верстах от ближайшей станции железной дороги.

Промышленное значение скотоводства описываемого района не исчерпывается сбытом молока  на маслодельные заводы и продуктивнаго скота на сгонъ. Ежегодый сбытъ на мясо быковъ, телятъ, и оказавшихся негодными для «похода» коров в общем промысле населения играет также значительную роль.

Из настоящего очерка видно, что  причинами упадка холмогорскаго скотоводства является с одной стороны – полное отсутствие надлежащих быков-производителей  и наличность условий, создающих промысел быкодержания., вылившийся во вредную для скотоводства форму, с другой  - громадныя денежныя потери населения, которыя оно несетъ, благодаря отсутствию надлежащей организации по сбыту своего скота,  в силу чего и устойчивость самого промысла ослабляется, вместо того, чтобы крепнуть.

(И. Тулубьевъ).

***

СПРАВОЧНИК ПО СЕВЕРНОМУ КРАЮ НА 1936 Г.

Географическая справка.

1.

Территория

в тыс. кв. км.

 

Общая площадь края

1 118,3

 

В том числе: Автономная область Коми

414,4

 

                        Ненецкий округ

174,0

 

Острова Северного Ледовитого Океана

111,8

2.

Моря

 
 

Площадь Белого моря

95,0

 

Площадь Баренцева моря

1 400,0    

3.

Бассейны главных рек

 
 

Бассейн реки Северной Двины

362,3

 

Бассейн реки Печоры

320,3       

 

Бассейн реки Мезени

80,1         

 

Бассейн реки Онеги

56,8         

 

Бассейн реки Кулоя

15,7          

Административный состав Северного края на 1936 г.

I.

Города, подчиненные непосредственно Крайисполкому

2

 

Число районов

50

 

Коми автономная область с 1 округом и общим числом районов

12

 

Ненецкий округ с числом районов

3

 

Острова Северного Ледовитого океана

 
 

Число сельсоветов по краю

1038

 

В т.ч. в Коми области

142

 

В т.ч. в Ненецком округе с тундровыми советами

17

     

II.

Число городов в Северном крае

17

 

Перечень городов края:

 
 

1. Архангельск

9. Мезень

 
 

2. Вологда

10. Нарьян-Мар

 
 

3. Великий Устюг

11. Никольск

 
 

4. Вельск

12. Онега

 
 

5. Грязовец

13. Сокол

 
 

6. Кадников

14. Сольвычегодск

 
 

7. Каргополь

14. Сыктывкар

 
 

8. Котлас

16. Тотьма

 
   

17. Шенкурск

 
     

III.

Число рабочих поселков в крае

13

 

Перечень рабочих поселков:

 
 

1. Вожега

8. Окуловский

 
 

2. Коноша

9. Плесецк

 
 

3. Красавино

10. Самодетский

 
 

4. Лальск

11. Устье

 
 

5. Луза

12. Харовск

 
 

6. Няндома

13. Чебсара

 
 

7. Нювчимский

   

Капитальные работы и крупнейшие новостройки (в млн. руб.).

Показатели

1935 г.

1936 г.

 

Общий объем капитальных вложений по краю в миллионах рублей

176,2

354,3

I.

Наркомлес

70,9

170,6

 

В т.ч.  Сульфат-целлюл. завод в Соломбале

17,2

49,4

 

 «»      Сульфит-целлюл. завод в Мечке

3,3

30,0

 

«»       Сульфит-целлюл. завод в Котласе

--

10,0

 

«»       Сульфитный завод № 6

--

5,0

 

«»       Шпало-пропиточный завод

--

4,5

II.

Экспортлес

12,3

12,5

III.

Наркомпищепром

3,8

5,9

IV.

Наркомлегпром

3,4

20,7

 

В т.ч.  Льнокомбинат в Вологде

--

16,0

V.

Наркомместпром

3,0

7,9

VI.

Наркомзем

8,2.

12,5

 

В т.ч.  МТС

6,2

10,9

VII.

Транспорт

23,5

49,2

VIII.

Главсевморпуть

6,4

11,8

IX.

Торговля и заготовки (без ОРСов)

4,3

4,5

X.

Жилищно-коммунальное хозяйство

12,7

17,9

XI.

Просвещение и кинофикация

9,2.

21,0

XII.

Здравоохранение

4,5

6,0

Территория районов, число сельсоветов, население…

Наименование районов

Наименование районного центра

Территория района тыс. км2

Население в тыс. чел.

Число сельсоветов

без рабочих поселков

Расстояние самого отдаленного сельсовета от райцентра в км.

всего

в т.ч. город

Всего по Северному краю

В том числе:

 

1118,2

2583,4

537,8

1038

--

Коми область

Обл.ц. г.Сыктывкар

411,5

304,8

26,9

142

--

Ненецкий округ

Окр.цен.

 Нарьян-Мар

174,0

22,3

8,0

17

--

г.Архангельск

Кр. цен.

г. Архангельск

2,0

225,8

225,8

8

17

г. Вологда

г. Вологда

0,9

98,7

98,7

11

22

Всего 50

районов…

Холмогорский район

с. Холмогоры

6,3

28,6

--

20

53

***

ХОЛМОГОРСКИЙ РАЙОН.

Характеристика района  по материалам «Справочника по Северному краю на 1936 г.»

Районные показатели Холмогорского района.

Показатели

Единица измерения

1935 г.

1936 г.  (план)

I.

Объем лесовывозки

тыс. м3

134,2

181,0

 

В т.ч. механизированными дорогами

«»

89,0

150,0

 

В т.ч. рационализированными дорогами

«»

20,9

25,0

II.

Продукция промышленности в ценах 1926/27 г.

тыс. руб.

917,5

1427,2

 

В т.ч. маслодельная

«»

751,0

924,4

 

Число маслодельных заводов

единиц

18

18

 

Выработка масла

тонн

244,5

299,9

 

Продукция местной промышленности

тыс. руб.

166,5

502,8

 

В т.ч. продукция управления Орлецких нерудоископаемых

«»

125,0

400,0

 

Продукция Малрыбтреста

«»

41,5

42,8

 

Продукция Райпромкомбината

«»

--

30,0

 

Продукция промысловой кооперац. в ценах 1932 г.

«»

--

2645,0

 

В т.ч. по лесохимсоюзу

«»

--

1143,0

 

В т.ч. многопромысловой

«»

544,0

1502,0

III.

Количество колхозов на 01.01.1936. г.

единиц

44

--

 

Число хозяйств в них

«»

4130

--

 

Процент коллективизации

в %

82,5

--

 

Число хозяйств в одном колхозе

хозяйств

94

--

 

Приходится пашни на 100 колхозных хозяйств

га

126

--

 

Приходится сенокоса на 100 колхозных хозяйств

га

307

--

 

Площадь пашни колхозно-крестьянского сектора

«»

7,3

7,3

 

Всего посевов по колхозно-крестьянскому сектору

тыс. га

6,8

6,8

 

В т.ч. Зерновые

«»

4,5

4,0

 

           Из них пшеница

«»

0,1

0,1

 

«»       Кормовые

«»

1,4

1,9

 

«»       Картофель

«»

0,8

0,7

 

«»       Овощи

«»

0,1

0,2

 

Урожайность с 1 га зерновых

«»

13,0

14,0

 

Число МТС

единиц

1

1

 

Мощность тракторного парка

НР

213

459

 

Число сельхозмашин в МТС:

     
 

Молотилок тракторных

единиц

--

2

 

Сеялок

«»

2

4

 

Поголовье крупного рогатого скота в совхозах НКЗема

тыс. гол.

--

1156

 

В т.ч. коров

«»

--

565

IV.

Поголовье скота колхозно-крестьянского сектора

     
 

Лошадей - всего

«»

3,1

3,4

 

Крупного рогатого скота - всего

«»

13,6

15,0

 

В т.ч. в колхозах

«»

10,1

10,4

 

«»      у колхозников

«»

3,1

4,2

 

Коров всего

«»

6,6

7,1

 

В т.ч. в колхозах

«»

4,3

4,9

 

Коров у колхозников

тыс. гол.

1,9

2,0

 

Овец и коз всего

«»

5,6

6,7

 

В т.ч. у колхозников

«»

4,9

6,0

 

Свиней в колхозах

«»

0,7

0,9

 

«»           у колхозников

«»

0,16

0,35

 

Сенокосная площадь

тыс. га

18,5

18,7

 

Силосование

тыс. тонн

13,2

17,5

V.

Молокопоставки

тыс. г/л.

68,5

77,7

 

Мясозаготовки

центн.

2278,4

2652,0

 

Заготовки пушнины в заготовительных ценах соответствующего года.

тыс. руб.

46,5

--

VI.

Розничный товарооборот всех торгующих организаций

млн. руб.

13,0

16,3

 

Оборот общественного питания

«»

--

0,7

VII.

Контингенты учащихся - всего

человек

4104

4530

 

В т.ч. в начальной школе

«»

3106

3361

 

«»      в неполной средней школе

«»

961

1099

 

«»      в средней школе

«»

37

70

 

Число техникумов

единиц

1

1

 

Число учащихся

человек

224

277

VIII

Число больничных коек

единиц

50

50

 

Число постоянных фельдш.-акушерских пунктов

«»

11

12

IX

Число сельсоветов

«»

20

20

 

Из них телефонизировано

«»

20

20

 

Число радиоузлов

«»

2

2

 

Число радиоточек

«»

274

449

X.

Объем бюджета

тыс. руб.

1374,6

1832,8

Литература:

Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера /журнал, № 6, 8-9  за 1911 г.;

№2,  3-4 за 1917 г.)

Справочник по Северному краю на 1936 г. Севкрайплан / г.Архангельск, 1936 г.

Год на Севере / Максимов С.В. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984.

ГЛАВНАЯ

ОБЩЕЕ

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

СЕВЕР МОЯ РОДИНА

ПЕТЕРБУРГ МОЯ ЛЮБОВЬ

ТИХИЙ ГОЛОС ГОВОРЯЩЕГО В НАС БОГА

ЛЮБИ ВСЕ ДРУГИЕ НАРОДЫ КАК СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ
Карта сайта Веб студия СПб-Дизайн.рф - создание и продвижение сайтов, 2003 ©