Поучения преподобного Амвросия

О вере и жизни христианской.
«Начинать должно… с благодарения за все. Начало радости – быть довольным своим положением... Надо благодарить Господа, что Он тебе все посылает. Это для трех причин – чтобы привесть в чувство, сознание и в благодарность…»
Это слова иеросхимонаха Амвросия, старца Оптиной Пустыни, духовное влияние которого распространялось по всей России. «Коль не хочешь быть упрям, отплывай на Валаам, а не хочешь быть суров, отправляйся – ка в Саров. Хочешь быть опытным – ступай в Оптину», - говорили в старину русские люди. Ф.М. Достоевский, приезжавший к старцу, писал: «Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!»
 
Преподобный Амвросий (1812 – 1891).
 
Житие.
Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился в селе Большая Липовца Тамбовской губернии, в семье пономаря. В 12 лет он поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек. В 1830 он поступил в Тамбовскую семинарию. В 1835 Александр опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом.  В 1836 году Александр закончил семинарию. Четыре года он откладывал исполнение обета, занимаясь преподаванием, пока известный затворник старец Иларион не сказал ему: «Иди в Оптину! Ты в Оптиной нужен!» 8 октября 1839 года Александр Гренков прибыл в Оптину Пустынь. С 36 лет он поставлен помощником оптинского старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. В 1862, 1868, 1869, 1871 годах отец Амвросий переносит ряд тяжелых болезней. Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудотворений и исцелений. К старцу приезжали Достоевский и Леонтьев, Толстой, Погодин, Юркевич и Страхов. Неподалеку от Оптиной, в Шамордино трудами преподобного была устроена женская Казанская Горская обитель. В Шамордино старец провел свои последние дни и отошел ко Господу. Сразу же после кончины преподобного на его могиле начали происходить многочисленные чудотворения.
 
***
Я заметил в тебе одну немалую ошибку. Ты о многом, не скажу о всем, рассуждаешь, сообразуясь со своим телесным состоянием и со многими усвоенными привычками и усвоенным взглядом на вещи, тогда как правильное мнение и здравое христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного и прежде всего по заповедям Божиим…
 
***
Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась, и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: на всяком месте владычества Его (Ср.: Пс. 102, 22), т.е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.
 
***
Знай, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим, не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры и бури, и сверх того неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, смирению и терпению. Так как в благополучии большей частию он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению.
Гроб прежде был страшен, а как полежал во гробе Христос – он стал чертогом Царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная Любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался Сам Бог богов, Сам Царь царей. И носящий эти украшения – язвы есть истый подобник Иисуса Христа.
***
Во всякое время держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием, и потом, в свое время, исповедать это духовному отцу.
Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести.
Вопрос: «Как стяжать страх Божий?» Ответ: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну».
 
***
Когда тебе досаждают, никогда не спрашивайте – зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: …кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5,39). В десную ланиту ударить на самом деле неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать и безвинно чем-нибудь досаждать - это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.
Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».
…Пишешь о непрекращающихся и продолжающихся скорбях и разных для тебя неприятностях со стороны досаждающих. Но советую тебе не малодушествовать, а уповать на милость и помощь Божию, которая сильна нас защитить от всех козней вражеских и от наветов, действующих по духу мира. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, и в числе избранных учеников Христа Спасителя нашелся предатель. Но только противляющиеся истине получили свое достойное воздаяние,  а другим повредить нисколько не могли. Ежели и ты будешь мужественна и с надеждою на помощь Божию <будешь> переносить встречающиеся неприятности и скорби, то они тебя оправдают, а не повредят, только нужно не спеша действовать.
В твоем прискорбном положении нужно твердо помнить и не забывать, что не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги.
 
Напрасно ты думаешь, что люди от скорбей погибают. Напротив, из Святого Писания видим, что скорби приближают людей ко спасению, если кто не малодушествует и не отчаивается, а вооружается терпением со смирением и преданностью воле Божией. И ты еще подожди, как и чем дело кончится…
Везде надобно приготовиться к смирению и терпению и вооружиться мужеством и упованием на милость и помощь Божию. В Евангелии сказано: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33). А в Деяниях апостольских: многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное (Деян. 14, 22). Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего.
Телесные подвиги и труды требуются только от крепких телом, немощным же более полезно смирение с благодарением. Смирение может заменять труды телесные, которые без смирения не приносят никакой пользы.
Ежели настоящая жизнь наша есть не что иное, как подвиг, а подвиг не бывает без борьбы, а в борьбе человек без помощи Божией бывает немощен и несилен, то и должны мы  вместо того, чтобы унывать, к Победителю темных сил взывать: побори борющыя мя (Пс. 34,1). И паки: Боже, в помощь мою вонми. Господи, помощи ми потщися… Да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая (Пс. 69, 2-3).
 
***
Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: «Зачем так, для чего это?» Лучше говори себе: «А мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием». Отвлекай всячески мысль  свою от пересуд  дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать, как и Сам Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15,5). Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде – белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю.
 
***
Повторю евангельские слова Самого Господа: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15.19). Аз же грешный со своей стороны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанския. Мимо идох, и …не обретеся место его (Пс. 36, 35-36). Хотя тяжело и очень оскорбительно переносить несправедливые противодействия от таких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не малых, а великих и высоких, но после будет отрадно по нелицеприятному суду Единого Судии живых и мертвых. Выбор пал на Вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет на что решиться: служить или не служить.
 
***
Вот ты до какой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: Неудобь богатые внидут в Царство Небесное (Ср.: Мф. 19, 23). Благодари Бога, что не богата.
Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его.
Напрасно ты думаешь, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно и успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысел Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие.
Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.
 
***
Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.
Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, - зачем нам искать в других правоты или вины.
Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во – вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет Вам никакой пользы.
 
***
Гордых сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет, и все будут говорить: «Достоин сего».
Писала ты, что по временам нападают на тебя помыслы гордые и самонадеянные, но в этом же письме, описывая душевное свое состояние, говоришь, что ты подобна разломанному зданию без окон, без дверей и т.д. Это самое и вспоминай, когда будут приходить гордые помыслы, и сама себе говори: «Разграбленной, разоренной чем гордиться?»
 
***
Распустили про одного монаха слух, что он святой. И даже в глаза ему говорили это. А он все называл себя грешным и при этом смиренно кланялся. Но вот раз он кому-то по обыкновению своему сказал: «Я грешный», а тот ему в ответ: «Знаю, что ты грешный». Он так и встрепенулся: «Как? Разве ты что-нибудь про меня слышал?»
Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности – служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумения или неведения. Это три исполина - уныние или леность, забвение и неведение,  от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Поэтому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми  Твоими и всесильными мольбами отжени от мене смиренного и окаянного раба Твоего уныние, забвение, неразумение, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…»
 
***
Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно, или хоть терпеливо переносить. Нездоровится нам телесно, ободряет нас святой апостол Павел, глаголя: аще и внешний наш человек тлеет, но внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16).  Поносят нас и обвиняют на стороне , в это время да вспоминаем евангельские слова Самого Господа: блажени есте, егда поносят вам, ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.  Возрадуйтеся в той день и взыграйте, яко мзда ваша многа на небесах, и мзда вечная (Ср.: Мф. 5, 11 – 12).
 
***
Старайся настоящие твои обстоятельства не очень принимать к сердцу, а жить, подражая, - как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево – подогнутся или обойдут, а какая- нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок – не очень на это и смотрят.
 
***
Пишешь, что доселе у тебя в руках нет еще ничего верного. Но не беспокойся о сем и не сомневайся, а возлагай надежду на всеблагий Промысел Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу, только понуждайся во время настоящей зимы переносить благодушно имеющие быть неудобства и неприятности, в подкрепление свое всегда вспоминая евангельское слово: тесен и прискорбен путь, вводящий в  жизнь вечную (Ср.: Мф. 7, 14).  Если будешь разумно рассуждать и терпеть, то настоящая зима мало – помалу, как бы незаметно, и пройдет. Когда пройдут неприятное время и неприятные неудобства, человек не вспомнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение. Посмотри на свои обстоятельства и на обстоятельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется. Всем желающим спастись коротко сказано: в терпении стяжите душа ваша (Лк. 21, 19).  А мало ли скорбей переносят и те, которые не ищут спасения, и едва ли не более первых? Умудряйся во спасение!
 
***
Вопрос: « Как жить?»
Ответ: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, -  чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем.
Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению.
 
***
О смирении.
 
На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», - он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет».
Когда ударят тебя в десную ланиту, подставь другую (Ср.: Мф. 5, 39). Ведь обыкновенным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правою рукою в левую щеку, а не в десную. Но Господь хотел представить десною ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую - значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и чрез это сознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должное.
Если очень зацепят тебя, скажи себе: «Не ситцевая, не полиняешь».
Ведати подобает, яко три суть совершенного смирения степени. Первая степень – покорятися старейшине, не превозноситися же над равными. Вторая степень – покорятися равным, не превозноситися над меньшими.  Третья степень – покорятися и меньшим, и вменяти себе ничтоже быти, яко единому от скотов, недостойну  сопребывания человеческого.
Если не имеешь любви (к ближним), смиряйся.
Пишешь: «Не могу вместить попечения о временной жизни, оно как цепью оковало дух мой». Не страшное ли это высокоумие? Вспомни из жития преподобного Макария, что ему говорил бес: «Он не пьет и не ест, и вовсе не спит – одного только смирения у него недостает».
Судьбы Господни не испытаны. Иных Он любя ведет подобным путем скорбей и болезни для большого душевного блага, и се есть воистину Божия милость.
 
В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам чрез обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего  какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет;  не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: со святыми упокой. Земной же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс. 37, 4). И праведный Иов взывал: не искушение ли есть человеку житие сие (Ср.: Иов 7,1). А мы все путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем, если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедший грешныя спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться.
 
Любовь покрывает все. И если кто делает ближнему добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол помешать не может, а где – только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим.
Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.
Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога. Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.
Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет.
Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь.
Нужно ближнего успокаивать, - и с тобой то же может быть.
Никого презирать не следует. Мы не знаем, - какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: «Вздохнут и рекут, како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих».
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
 
***
 
Глиняные горшки.
 
Монах пришел как-то к своему наставнику и говорит:
- Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?
Авва ответил:
- Сын мой, возьми два глиняных горшка – один с медом, а другой пустой.
Ученик так и сделал.
- А теперь, - сказал учитель, - перелей несколько раз мед из одного горшка в другой.
Ученик снова послушался.
- Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.
Ученик посмотрел, понюхал и говорит:
- Отче, пустой горшок пахнет медом, и на донышке осталось немного густого меда.
- Вот так, - сказал учитель, - и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости  Своей восполнит их недостаток и спасет твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет медом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.
 
***
НАСТАВЛЕНИЯ ХРИСТИАНАМ, В  МИРУ ЖИВУЩИМ.  (прп. Варсонофий Великий, «Руководство к духовной жизни»).
 
  • В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы – Господа. Во имя Божие, вот как приказываю вам жить, когда вы бываете одни: хотя бы и скорбно вам было, хотя бы и не хотелось – всегда мысленно сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в вашей душе.
  • Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте, а если они оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа Бога орудие, которым, если захотите, можете истребить в себе всю нечистоту сердечную.
  • Прежде, нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово или дело Бога или ближнего.
  • Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым можно угодить Богу, а таких средств множество, как-то: ласковое обращение с людьми, утешение печального, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву; терпение, милосердие, справедливость и тому прочее подобное. Исполнение этих священных добродетелей, привлечет к вам всесильную помощь Божию, а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.
  • Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас. Всякая неприятность допускается промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих святого апостола Павла постигали беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии (2 Кор. 11.26).
  • Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царство Небесное. Писание Святое глаголет: Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр.12.7).
  • Оставляйте суровость всегда и будьте пред Господом в обхождении с людьми как дети незлобивые.
  • Подозрительность совсем не христианское свойство, и поэтому не усваивайте его. Мудрости же, осторожности и непорочности требует от нас Сам Бог чрез Священное Писание: Будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие.
  • Всегда держитесь средины: крайности нигде и ни в чем не похвальны. Помните старческое слово: «Могущему понести, все возвести».
  • Обращайтесь с ближними весело и с любовию. Любите их, служите им – они дороги: за них пролита кровь Спасителя, они - члены Христовы. Не оскорбляйте их даже едва заметным знаком.
  • Не вспоминайте с упреком о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
  • В унынии заставляйте и сердце, и язык ваш молиться так: «Господи, спаси мя – погибаю!»
  • Злое побеждайте добром: худое худым исправить нельзя.
  • В минуту вспыльчивости молчите и творите молитву Иисусову.
  • Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого, чем можете: не осуждайте никого, не платите злом за зло: всех любите, всех прощайте, всем будьте слугами.
  • Переносите нетерпеливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев – все без прекословия.
  • Когда возымеете к кому- нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: «Спаси Господи, раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами умири сердце мое». Принудь себя оказывать нелюбимому человеку всякого рода внимание и услуги – и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из вашего сердца греховную неприязнь, но и его самого исполнит святою любовию.
  • Всю жизнь перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное мною действие не противно ли воле Божией, не губительно ли оно для души моей, не обидно ли оно для ближнего? Если по строгом исследовании совесть не укоряет вас, то намерение свое приводите в исполнение, а если укоряет – удержитесь от исполнения.
  • Жизнь нам дана только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали Вечного Царства указанным в Евангелии тесным путем, а не для того, чтобы веселиться в ней: блажени плачущий ныне – а не смеющиеся.
  • Но в чем состоит смирение? По моему мнению оно состоит в том, что человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не оскорбляет, не осуждает, внимает лишь себе и не ищет ни богатства, ни славы, ни похвалы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным; мужественно терпит уничижение, брань, укорение. Признавая себя в сердце грешником, со всеми обращается радушно, всякому с любовию готов служить, не видит своих добрых дел и не говорит о них без нужды. Подобного смирения испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к Тому, Кто смирил Себя до смерти, смерти же крестныя.
  • Любовь покрывает множество грехов. Вы должны быть печальным – утешением, несчастным – облегчением, бедному – помощию, сироте – отцом и матерью, больному – упокоением, слуге – милостивым, заблудшему – руководителем ко спасению и всякому христианину – усердным по возможности служителем. За такую любовь вашу к меньшим братиям и членам Господа нашего Иисуса Христа не только изгладятся грехи ваши, но и узрите Господа лицом к Лицу и возрадуетесь вовеки.
  • Не дела собственно спасут нас, а милость Божия, если мы творим дела только во имя Господа Иисуса Христа, Который да не лишит вас, другов моих, милости Своей во все дни живота вашего. Слабы ли вы, дурны ли – все прибегайте к милосердному Господу Иисусу Христу и надейтесь на Него крепко: эта надежда не посрамит вас вовеки.
  • Не презирайте слов моих и не считайте их трудными к исполнению: для Господа и с Господом все трудное нетрудно и все скорбное не скорбно. Иго бо Его благо и бремя Его легко есть.
                                              
Литература:
«Оптинские старцы: наставления, поучения, дневники». /М.: Лепта Книга, 2011. (Путь святости. Вып.11).
 
Православный женский календарь «Голубка» на 2011 год. / М.: Артос - Медиа, 2010.
 
Православный календарь (отрывной) на 2012 год.

 

ГЛАВНАЯ

ОБЩЕЕ

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

СЕВЕР МОЯ РОДИНА

ПЕТЕРБУРГ МОЯ ЛЮБОВЬ

ТИХИЙ ГОЛОС ГОВОРЯЩЕГО В НАС БОГА

ЛЮБИ ВСЕ ДРУГИЕ НАРОДЫ КАК СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ
Карта сайта Веб студия СПб-Дизайн.рф - создание и продвижение сайтов, 2003 ©