Афоризмы Будды

Перед тобой ясен путь истинной жизни – жизни, свободной от страданий и смерти. Следуя им, люди могут идти к совершенству и войти в вечную жизнь.
Истина проходит через три стадии: сначала ее высмеивают, потом ей яростно сопротивляются и, наконец, принимают как очевидное.
Будда.
***
«Будда» - это почетное прозвище, его обычно переводят как «просветленный», но можно перевести и как «пробужденный» (санскритское слово «будда» одного корня с русским «будить» и сохраняет его значение); а также «понимающий», «знающий», и еще: «изучивший», «постигший».
Надо сказать, что Будда, или Шакьямуни, а вернее – Сиддхарта [Сиддхартха] Гаутама, не был книжным человеком. Как и Христос, как Сократ и Эпиктет, он не написал ни строчки. Поэтому его подлинные слова до нас не дошли. Изречения, которые по традиции приписываются ему, - лишь отрывочные пересказы его слов, сделанные в лучшем случае его учениками.  Это объясняет многие параллели, повторы и приблизительность образов, хотя сам Будда – и это доподлинно известно – говорил ярко, энергично, доходчиво, что совершенно естественно, ведь без этого его пропаганда и агитация не были бы столь сокрушительно успешны.
 
Таким образом, все это несовершенство исходных текстов вполне закономерно и сильно напоминает то, что полтысячелетия спустя произошло с Христом, с той лишь разницей, что в первоначальной литературе буддизма нет такого изобилия первоисточников и их конкуренции. Здесь источники сравнительно скудны. Наиболее значительным сборником такого рода является «Дхаммапада».
 
 Следует отметить, что сопоставлению сходства и различия в учениях двух великих наставников человечества – Будды и Христа - посвящены горы ученой литературы, но суть проблемы, по нашему мнению, наиболее удачно и лаконично выражена Г.К. Честертоном: «Будда привлекает нас действием, отказом; но это действие переносит его в мир отрицания, ничуть не похожий на драму. И мы не поймем нравственной силы великого мистика, если не заметим, что он разделался с драмами, чья суть – желания и борьба, конец – поражение и отчаяние. Он обрел мир и стал учить других, как обрести его. С этих пор он жил жизнью философа, несомненно более идеального, чем Аполлоний; делом его были не дела, а объяснения. Он объяснял, точнее, мягко сводил на нет все и вся.  Христос сказал: «Ищите Царства Божия, и это все приложится вам». Будда учил: ищите Царства, и вам ничего не будет нужно.
 
Здесь мы прямо-таки обязаны сказать несколько слов об одной исключительно важной вещи, без знания которой какое-либо понимание учения Будды, учения Христа или иного оккультиста высокого толка оказывается невозможным. Люди Запада, люди действия имеют обыкновение гордиться своими познаниями и своей наукой. Но между тем мироощущение, миропонимание человека Запада страдает странным искажением: не исполнив дело самопознания и, стало быть, не зная о себе ничего стоящего, он, исходя из себя же, пытается объяснить Вселенную.
 
Если наука Запада станет когда-нибудь достойна своего назначения, тогда она будет учить тому, что было всегда известно оккультистам всего мира, а именно: что человек не есть физическое тело, он есть душа, пользующаяся этим телом как орудием.

И еще. В учении Будды нет ничего враждебного ни православию, ни вообще христианству. Мало кто знает, но факт, что Будда – не только основатель буддизма, но и христианский святой: Иосафат – у католиков и индийский царевич Иоасаф, или Иоасаф Прекрасный, - у православных, память которого отмечается 19 ноября.
 
Йог Раманантата.

***

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА, ВЫСШИЙ И ВЕЧНЫЙ ЗАКОН.

В учении моем нет ничего таинственного. В следовании истине нет никакой тайны, нет ничего, что бы мог скрыть Учитель.
Таинственность свойственна женщинам, прибегающим к тайнам и в своих любовных делах избегающим гласности; таинственность свойственна духовенству, хвалящемуся тем, что оно обладает особым откровением; и она свойственна всем тем, кто сходит в сторону с пути истины.
Три вещи сияют миру, и их нельзя скрыть: солнце, небесные светила и истина. В них нет тайны.
 
***
Не выбирай самого дорогого, а выбирай самое истинное, ибо более истинное есть и лучшее.
Не убивай, береги жизнь всего живого.
Не кради, не грабь, не отнимай у людей произведения их труда.
Будь целомудрен и в мыслях и в жизни.
Не лги; говори правду, когда нужно, бесстрашно, но любовно.
Не говори дурного о людях и не повторяй того дурного, что говорят о людях.
Не клянись.
Не трать время на пустые речи, но говори дело или молчи.
Не корыстуйся и не завидуй, а радуйся благу ближнего.
Учи свое сердце, а не учись у него.
Очищай сердце от злобы, никого не ненавидь и люби всех.
Старайся понять истину.
Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, - пусть о немногом, - дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам.
Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью, лжеца – словом правды.
Не поноси других и в мыслях своих.
Не будь ни с кем груб и суров, ибо легко и другой может обратиться к тебе с тем же; ярость ведет за собою страдание, на удар отвечают ударом.
Величайшая заслуга – внесение хотя бы крупицы счастья для людей.
 
***
Людям на самом деле нужна помощь, но они могут напасть на тебя, если ты поможешь им. И ВСЕ ЖЕ ПОМОГАЙ!
Если ты творишь добро, люди обвинят тебя в эгоистичных, низменных побуждениях. ВСЕ РАВНО ТВОРИ ДОБРО!
Люди неразумны, нелогичны и эгоцентричны. ЛЮБИ ИХ ВСЕ РАВНО!
Если ты преуспеваешь, то получишь ложных друзей и настоящих врагов. ВСЕ РАВНО СТРЕМИСЬ К УСПЕХУ!
Добро, которое ты сделаешь сегодня, завтра будет забыто. ВСЕ РАВНО ТВОРИ ДОБРО!
То, на постройку чего ты потратил годы, может быть разрушено за одну ночь. И ВСЕ ЖЕ СТРОЙ!
Люди любят побежденных, но идут только за вожаками. ВСЕ ЖЕ БОРИСЬ ЗА ТЕХ, КТО ПОБЕЖДЕН!
Искренность и честность сделают тебя беззащитным. ВСЕ ЖЕ БУДЬ ИСКРЕНЕН И ЧЕСТЕН!
 
Отдай миру лучшее, что в тебе есть, и мир ударит тебя по лицу! И ВСЕ ЖЕ ОТДАВАЙ ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ В ТЕБЕ!
 
***
 
Как мать, рискуя своей жизнью, воспитывает и оберегает свое дитя, свое единственное детище, так пусть каждый человек воспитывает и оберегает в себе дружелюбное чувство ко всему живущему.
Человек, преступивший правила, думает, что со смертью уже вполне кончается жизнь его. Такой человек способен склоняться ко всему дурному.
Как ржавчина, появившаяся на железе, поедает его, хотя она из него и возникла, так и собственные поступки приводят к несчастью того, кто преступил золотые правила.
Преисполнись любовью ко всему в мире, твори добро, чтобы принести пользу другим, - лишь в этом будет счастлив человек.
Перед тобой ясен путь истинной жизни – жизни, свободной от страданий и смерти. Следуя им, люди могут идти к совершенству и войти в вечную жизнь.

***
 
ЛОЖНЫЙ ПУТЬ ЖИЗНИ, ГРЕХИ И ОШИБКИ.

То, что люди понимают под жизнью, не есть истинная жизнь. То, что люди понимают обыкновенно под своею жизнью, это – мыльный пузырь. Такая жизнь проходит впустую.
 
Жизнь – это то, что исходит из наших мыслей, рождается в нашем сердце. Люди создают себе неверную жизнь, которая уничтожается смертью. Но можно создать жизнь, над которой не властна смерть, - истинную жизнь. И единственный путь к бессмертию – это познание, в чем истинная жизнь.
Не думайте, что вы можете очиститься в жизни, достичь совершенства, ходя голыми, брея голову или живя в грязи. Не чистотой тела, не постом или рыбной пищей, не приношением жертв или исполнением обрядов можно достигнуть истинной жизни. Истинная жизнь достигается познанием и исполнением Вечного Закона.
 
Только тот идет истинным, верным путем, кто не враждует ни с кем не только на словах, но и в мыслях своих, кто забывает обман и обиды, кто не потребляет хмельных напитков, кто с отвращением смотрит на насилие и притеснения и не участвует в них. Только тот, кто бережет свое познание истинной жизни, - только тот войдет в вечную жизнь.
 
Как трудно очистить мусорную яму, наполнявшуюся годами, так трудно очиститься и тому, кто всего себя напитал грехами.
Чтобы избегать грехов и побеждать их, прежде всего надо признать то, что корень каждого греха – в дурных мыслях.
 
Творящий злое благоденствует, пока не созрел плод его злых деяний; но когда созреет этот плод, тогда творящий беззаконие воочию увидит все свое зло. Злые дни видит добродетельный, - все еще не созрели плоды его добрых дел; но блажен он будет, когда дела его принесут добрые плоды.
Я и пашу, и сею, и питаюсь от трудов своих. Семена мои – это вера, дождь – покаяние, разумение – мой плуг, смирение – дышло, а глубокое размышление – сошник. Я ращу свой разум в теле, осторожен в словах, умерен в пище, мало у меня забот. Я познал истину и ею выпалываю плевелы жизни. Я живу любовью, и она избавляет меня от смерти. И когда вспахана моя пашня, она приносит плоды бессмертия.

МИР ИЛЛЮЗИЙ И ПОГОНЯ ЗА УДОВОЛЬСТВИЯМИ.

Все здесь – только боль и страдания, но все здесь призрачно.
 
Взгляни на эту разодетую тень, хилую, одержимую желаниями! Нет в ней силы, не может она защищаться; истощено это тело, слабое и немощное, будто готово оно рассыпаться на куски, жизнь в нем уже переходит в смерть. Голый череп похож на тыкву, сорванную осенью. Можно ли радоваться, можно ли еще веселиться?
Не думай легкомысленно о зле: «Оно не придет ко мне». Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу творя его.
 
Скверну составляют пять зол: страсть, гнев, невежество, высокомерие и гордыня.
 
Только постоянной бдительностью, постоянным размышлением удалите вы из себя отравленную ядом страдания стрелу, которою пронзено ваше сердце.
 
«Мне принадлежат эти сыновья, мне принадлежат эти богатства», - вот мысли безумца. Как могут сыновья и богатства принадлежать ему, когда он сам не принадлежит себе?
 
Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в душу человека.
 
Из наслаждения возникает печаль, из наслаждения возникает страх; кто свободен от наслаждений, нет для того уже ни печали, ни страха.
 
Умерщвлять свою плоть излишне, нужнее всего очищение души от дурных помыслов. Истинное же освобождение – только в любви. Только человек, заменивший любовью свои похотливые желания, порывает цепи невежества, страстей и избавляется от страдания и смерти.
 
Как пчела, набрав сока, улетает, не повредив цветка, его окраски и запаха, так же пусть мудрец поступает в мире. Человека же, срывающего цветы, чей ум в шорах, ненасытного в чувственных утехах, смерть делает подвластным себе.
 
Горе неведающему и слабому творению, разум которого опьянен гордостью молодости и не видит старости! Скорей поворачивай колесницу, я хочу вернуться. Что мне до забав и удовольствий, когда я – будущее жилище старости!
Как пастух палкой гонит коров на пастбище, так старость и смерть гонят жизнь живых существ.
Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?
 
ДЕЯНИЯ И ТРУД.
 
Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.
 
Плохое поведение женщины - грязь; скаредность дающего – грязь; и в этом и в том мире злые дела - грязны. Но грязнее всего грязь невежества, она – худшая грязь; избавившись от этой грязи, будьте свободны от грязи вообще!
 
Прекрасен запах сандалового дерева, и аромат розы, и лотоса, и жасмина, но среди всех ароматов аромат благих дел – самый непревзойденный.
Нехорошо сделано то дело, совершив которое раскаиваются, чей плод принимают с заплаканным лицом, рыдая. Но хорошо сделано то дело, сделав которое не раскаиваются, чей плод принимают радостно и удовлетворенно.
 
МЫСЛЬ.
 
Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.
 
Все, что мы есть, - это результат того, о чем мы думаем, что основано на наших мыслях, сделано из наших мыслей.
 
Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся, где попало, - благо. Обузданная мысль приводит к счастью.
 
Как дождь неудержимо проникает в плохо прикрытое здание, так и страсти легко проникают в сердце, не защищенное размышлением.
 
Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее.
 
НЕНАВИСТЬ, СТРАСТИ И СТРАДАНИЯ.

Тот, у кого совсем дурной нрав, поступает с собой так, как мог бы пожелать ему враг.
 
Лишь того я назову верным возничим, кто сдерживает свой гнев, несущийся подобно стремительной колеснице; другие же, бессильные, только держатся за поводья.
 
Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе – добрым, да победит он скупость щедростью, правдой – лжеца.
«Он обидел меня, он восторжествовал надо мною, он поработил меня»,- кто не дает в себе убежища таким помыслам, тот навсегда заглушит в себе ненависть. Ибо не ненавистью побеждается исходящее из ненависти: оно угашается любовью – таков вечный закон.
Человеку, который по глупости или невежеству поступает со мною дурно, я должен воздавать искренней любовью и доброжелательностью. И чем больше исходит от такого человека зла, тем больше добра и любви должно исходить от меня к нему.
Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело; нет счастья, равного спокойствию.
Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости.
 
Дорогой мой брат,  до тех пор, пока целью твоей будет избегать страдания для твоей собственной личности, ты еще не свободен. Пусть боль от твоего страдания идет своим путем, и не пытайся освободиться от естественного закона, которому подчинены одинаково все смертные.
 
О, как счастливы мы, проживая без ненависти к ненавидящим нас; как счастливы мы, если среди ненавидящих мы живем!
О, как счастливы мы, ничего не называя своим! Светлым богам подобны мы, напоенные святостью!
О! Мы живем очень счастливо, невраждующие среди враждебных; среди враждебных людей живем мы, невраждующие. О! Мы живем очень счастливо, небольные среди больных; среди больных людей живем мы, небольные.
О! Мы живем очень счастливо, нетомящиеся среди томящихся; среди томящихся людей живем мы, нетомящиеся. О! Мы живем очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы будем питаться радостью, как сияющие боги.

ПУТЬ ИСТИНЫ.

Корень зла есть незнание истины.
 
Подлинное знание суть четыре благородные истины: в мире есть зло, это зло неслучайно, его можно преодолеть, если пойти благородным путем.
На благородном пути восемь шагов: правильный взгляд, правильные намерения, правильная речь, правильные дела, правильная жизнь, правильные усилия, правильная память, правильная и сосредоточенная мысль. И тогда наступает безмятежность.
 
Иди вперед, пути не разбирая! Не бойся ничего и ни о чем не думай! Бреди один, подобно носорогу!
Как лев, не трепещи при звуках, как ветер, не попадайся в сети и, как лист лотоса, водой будь незапятнан. Бреди один, подобно носорогу!
Если что-либо должно быть сделано – делай, совершай с твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает пыли.
Как невидим путь орла в воздухе и невидим след змеи на земле, так же невидим путь мудреца.
 
Существует нерожденное, невоплощенное, неосуществленное, несозданное; если не было бы этого нерожденного, невоплощенного, неосуществленного, несозданного, то нельзя было бы уйти от рожденного, воплощенного, осуществленного, созданного. Но поскольку существует нерожденное, невоплощенное, неосуществленное, несозданное; то можно уйти от рожденного, воплощенного, осуществленного, созданного.
 
РЕЛИГИЯ И ВЕРА.

Запомните хорошенько: ничто не постоянно, кроме перемен.
 
Если жертвенность животного хороша, то сколь прекраснее жертвенность человека! Поэтому оставьте животному жизнь и принесите в жертву меня.
 
ИСТИННАЯ СВОБОДА И ПОБЕДА НАД СОБОЙ.

Будьте светочами самим себе. Будьте убежищем для самих себя. Не ищите убежища ни в ком, а только в себе.
 
Может быть, вы подумаете: учение потеряло своего учителя, нет у нас больше учителя. Вы не должны так думать. Истина, о которой я вам говорил, и ваш разум – вот ваши учителя тогда, когда я уйду.
 
Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют сами себя.
Славнее господства над землей, прекраснее восхождения до небес, славнее владычества над мирами – святая радость первых ступеней освобождения.

САМОПОЗНАНИЕ И БЕССМЕРТИЕ.

Смерть – это разложение, но человеческое существование не сметено смертью, как будто бы его никогда и не было: всякий поступок его продолжается во всей его неприкосновенной торжественности.

Ни зерно, ни богатства, ни склады золота, ни жена, ни дочери, ни сыновья, никто, кто ест свой хлеб, не может последовать за тем, кто покидает эту жизнь, потому что все должно оставаться позади.  Всякий поступок, который совершает человек – телом ли, голосом ли, умом ли, - все это может называться его собственным, все это он возьмет с собой, когда пойдет отсюда. Все это есть то, что следует за ним, и все это, как тень, никогда от него не отстанет. Пусть тогда все совершают благородные поступки – сокровищницу будущего богатства, ибо заслуга, приобретенная этой внутренней жизнью, вызовет благословение в будущей.
 
СВЯТОСТЬ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ.

Один день жизни добродетельного и самоуглубленного лучше столетнего существования порочного, невежественного и распущенного человека.
 
Один день жизни обладающего кипучей энергией лучше столетнего существования ленивого и лишенного энергии человека.
 
Один день жизни видевшего начало и конец лучше столетнего существования человека, не видящего начала и конца.
 
Один день жизни видевшего бессмертную стезю лучше столетнего существования человека, не видящего бессмертной стези.
 
Один день жизни видевшего высшую мудрость лучше столетнего существования человека, не видящего высшей мудрости.
 
ПОСЛЕДНЕЕ НАПУТСТВИЕ.

Помните, что жизнь и смерть одно и то же. Никогда не забывайте этого. Для этого только я и собрал вас вместе, ибо жизнь и смерть одно и то же.
Друзья мои, живите так, как я учил вас. Освобождайтесь от опутывающей людей сети страстей. Идите по тому пути, который я указал вам. Помните всегда, что телесное все разрушается, только истина неразрушима и вечна. В ней ищите спасение.
 
Литература:
Афоризмы Будды / [йог Раманантата: общ. концепция, сост., ред. коммент.] M.; Geleos Publishing House; 2011.

 

ГЛАВНАЯ

ОБЩЕЕ

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

СЕВЕР МОЯ РОДИНА

ПЕТЕРБУРГ МОЯ ЛЮБОВЬ

ТИХИЙ ГОЛОС ГОВОРЯЩЕГО В НАС БОГА

ЛЮБИ ВСЕ ДРУГИЕ НАРОДЫ КАК СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ
Карта сайта Веб студия СПб-Дизайн.рф - создание и продвижение сайтов, 2003 ©